Естествознание. 11 класс

Урок 52. Проблемы научно обоснованного природопользования

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 52. «Проблемы научно обоснованного природопользования»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Почему необходимо прекратить антропогенное разрушение природы?
  • Какие существуют точки зрения на пути установления научно обоснованного природопользования?
  • В чем состоит необходимость научно обоснованного природопользования?

Глоссарий по теме:

Природные ресурсы — это совокупность объектов живой и неживой природы и компонентов природной среды, которые используются или могут быть использованы в будущем в процессе общественного производства для удовлетворения потребностей общества.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, многократно используются все отходы производства.

Экологизация производства – это организация технических процессов по принципам естественных замкнутых круговоротов веществ в биосфере.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 219-223.
  2. Одум Ю. Экология / Одум Ю., М. Наука, 1986, Т.1. с. 45-78.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Информационный портал – электронное учебное пособие «Основы экологии и рационального природопользования» //Раздел «Рациональное природопользование» URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook101/01/part-007.htm

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хозяйственная деятельность человека на современном этапе привела к возникновению целого комплекса экологических проблем, которые угрожают как дальнейшей жизни человечества, так и биосфере. Это, к примеру, такие проблемы, как загрязнение Мирового океана, деградация почв и опустынивание, истощение природных ресурсов, проблема утилизации отходов, проблема сокращения биологического разнообразия видов.

Ввиду перечисленных экологических проблем человечеству необходимо пересмотреть свой подход к использованию ресурсов биосферы. Человек не может полностью отказаться сегодня от природных ресурсов, исходя из этого следует пересмотреть процесс организации природопользования.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов. Природные ресурсы — это совокупность объектов живой и неживой природы и компонентов природной среды, которые используются или могут быть использованы в будущем в процессе общественного производства для удовлетворения потребностей общества.

Нерациональное природопользование характерно для индустриального этапа развития экономики, при котором происходило быстрое и масштабное развитие промышленности. Современный этап развития человечества называют постиндустриальным, для которого характерно рациональное использование природных ресурсов, основанное на научно обоснованных рекомендациях и принципах.

Рациональное, научно обоснованное природопользование – это система природопользования, при которой полно используются изымаемые природные ресурсы ,и уменьшается объем их потребления, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, многократно используются все отходы производства.

В целом, научно обоснованное природопользование предполагает охрану природных ресурсов в процессе их использования. Охрана ресурсов в процессе их использования – это ключевой принцип охраны природы.

Основная цель научно обоснованного природопользования состоит в обеспечении экономного и рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности и поддержания равновесия в природной среде в условиях роста эффективности производства.

Задачи научно-обоснованного природопользования сводятся к:

1. Обеспечению комплексного использования ресурсов, применения безотходных и малоотходных технологий их использования.

2. Обеспечению восстановления загрязненных и изъятых ресурсов.

3. Поддержанию равновесия в природной среде через выполнение научно обоснованных, рассчитанных предельно допустимых норм.

Научные основы природопользования предполагают непрерывное совершенствование методов рационального использования, планирования воспроизводства и охраны природных ресурсов, исходя из уровня научно-технического прогресса, нужд общества и государства, развития экономики.

Выделяют несколько принципов научно обоснованного природопользования:

1. Принцип научности предполагает использование природных ресурсов объективно (только объективно необходимые ресурсы), системно и оптимально (использование полно и комплексно). Принцип научности подразумевает необходимость учитывать в процессе природопользования новейшие достижения науки, использование установленных и рассчитанных нормативов, современных методов обоснования решений в области природопользования.

2. Принцип непрерывности наблюдений за качеством окружающей среды в ходе изъятия ресурсов – организации экологического мониторинга.

3. Развитие системы планирования и прогнозирования природопользования, отражающих условия экономики страны и развития производства и состояния природных ресурсов.

Прикладным механизмом реализации научно обоснованного природопользования является экономическая оценка ресурсов и установление платы за пользование природными ресурсами. Этот механизм основан на концепции платности природопользования.

До начала 1990-х годов преобладала точка зрения о бесплатном природопользовании. Сегодня внедрены в практику плата за использованные природные ресурсы (например налог НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых), а также плата за загрязнение – плата за выбросы и сбросы в окружающую среду.

Важным направлением развития научно обоснованного природопользования является экологизация производства. Экологизация производства предполагает организацию технических процессов по принципам естественных замкнутых круговоротов веществ в биосфере. Основу экологизации производства составляет внедрение малоотходных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в производство. Например, это использование отходов в качестве ресурсов, развитие возобновляемых источников энергии.

Важным направлением научно обоснованного природопользования является оптимизация использования ресурсов. Оптимизация использования ресурсов предполагает принятие целесообразных решений в процессе использования природных ресурсов на основе прогноза последствий их использования и особенностей возобновления ресурсов конкретного вида.

Сегодня одним из путей развития научно обоснованного природопользования является совершенствование ресурсного цикла. Создавая продукцию и добывая энергию, человек использует природные ресурсы, вовлекая их в ресурсный цикл. Ресурсный цикл – это совокупность превращений и перемещений ресурсов в ходе хозяйственной деятельности на всех этапах использования. На каждом этапе возникают потери природных ресурсов, из-за несовершенства технологий или иных причин. Снижение объема потерь природных ресурсов в ресурсных циклах – это один из путей научно обоснованного природопользования.

Современным перспективным направлением развития научно обоснованного природопользования является применение альтернативных источников энергии (солнечных батарей, ветровых двигателей, водородного топлива), а также поиск новых путей ликвидации последствий загрязнения окружающей среды – например, внедрение биологической индикации и биологической очистки на очистных сооружениях (использование организмов в процессе очистки сточных вод), создание особо охраняемых природных территорий, рекультивация земель.

Развитие научно обоснованного природопользования является основой для поддержания высокого уровня продуктивности хозяйственной деятельности человека в условиях ограниченности природных ресурсов, что в конечном итоге будет способствовать гармонизации отношений человечества и биосферы и возможности сохранения природных ресурсов для будущих поколений.

Выводы:

Научно-обоснованное природопользование – это в первую очередь, защита человеком самого себя, так как человечество не может существовать без достаточного количества чистого воздуха, воды и достаточного объема природных ресурсов. При этом планета без человека прожить сможет.

Задачи научно-обоснованного природопользования сводятся к:

1. Обеспечению комплексного использования ресурсов, применения безотходных и малоотходных технологий их использования.

2. Обеспечению восстановления загрязненных и изъятых ресурсов.

3. Поддержанию равновесия в природной среде через выполнение научно обоснованных, рассчитанных предельно допустимых норм.

Научные основы природопользования предполагают непрерывное совершенствование методов рационального использования, планирования воспроизводства и охраны природных ресурсов, исходя из уровня научно-технического прогресса, нужд общества и государства, развития экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Совокупность объектов живой и неживой природы и компонентов природной среды, которые используются или могут быть использованы в будущем в процессе общественного производства для удовлетворения потребностей общества это:

1) биосферная функция;

2) природные ресурсы;

3) коэволюция;

4) экологическая экспертиза.

Правильный ответ: 2) природные ресурсы;

2. Выберете несколько правильных ответов:

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства;

4. не выбрасывается мусор.

Правильный ответ:

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6