Естествознание. 11 класс

Урок 45. Человек как компонент биосферы

Конспект урока

Естествознание, 11 класса

Урок 45. «Человек как компонент биосферы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какой смысл вкладывают в понятия «биосферная функция», «социальные факторы эволюции»?
  • Каковы особенности экологической специализации и экологической ниши, занимаемой человеком?
  • Какие можно отметить социальные факторы эволюции человека?
  • Какова биосферная функция эволюции человека?
  • Каков масштаб влияния деятельности человека на жизнь биосферы?

Глоссарий по теме:

Биосфера – планетарная экосистема, которая состоит из иерархически подчинённых экосистем различных масштабов.

Биосфера (греч. bios — жизнь, sphaira — шар, сфе­ра) – это внешняя оболочка планеты Земля, включающая часть атмосферы до высоты 25-30км (до озонового слоя), почти вся гидросфера и часть литосферы до глубины 3 км. Особенностью этих частей биосферы является то, что они населены живыми организмами, которые в совокупности составляют живое вещество планеты.

Экологическая ниша – это место биологического вида в экосистеме, которое определяется его биотическим потенциалом и совокупностью условий окружающей среды, к которым этот вид приспособлен. Экологическая ниша представляет собой не только физическое пространство, в котором обитает организмом, но и его функциональную роль в экосистеме (например, положение в трофической – пищевой цепи).

Экологическая специализация – изменение формы, функции или поведения биологического вида, в результате адаптации к факторам окружающей среды. Экологическая специализация может зайти настолько далеко, что вид перестанет быть пластичным по отношению к изменениям факторов среды, что произошло и с человеком, как биологическим видом.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 178-189.
  2. Одум Ю. Экология / Одум Ю., М. Наука, 1986, Т.1. с. 45-78.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Образовательный портал «Экология – онлайн-спавочник» URL: http://ru-ecology.info/post/102462600030006/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Особенно интенсивным стало влияние человека на окружающую среду в середине ХХ века, когда происходило интенсивное развитие промышленности.

Такое активное развитие человека в сравнении с другими живыми организмами обусловлено тем, что в его эволюции велика роль социальных факторов. К основным из них относится общественный характер труда, мышление и речь.

Общественный характер труда обусловлен тем, что стадный образ жизни человека перешел в общественный образ жизни именно за счет совместного труда. В одиночку человек не имел возможности трудиться столь же продуктивно, как группой.

Труд увеличил сплоченность, позволил создать орудия для защиты, охоты и воспитания потомства. Во многом, общий труд привел к развитию у человека членораздельной речи – поскольку возникла необходимость объясняться друг с другом в процессе труда.

Речь и мышление сформировались за счет того, что совместный труд человека привел к развитию мозга, что в свою очередь, вызвало усложнение орудий труда. В результате развития общественного труда у человека сформировалась рука, что привело к развитию отдела мозга, который отвечает за развитие речи.

Развитие речи у человека существенно ослабило действие на него биологических факторов эволюции и усилило воздействие социальных факторов. Это обусловило специфику эволюции человека, его «рывок вперед» в сравнении с другими живыми организмами, и возможность значительного влияния с его стороны на окружающую среду.

Современный мир находится на границе двух подходов к взаимодействию природы и человека – антропоцентрического, при котором человек позиционировал себя «царём природы», его интересы ставились во главу угла, и наиболее прогрессивного – биоцентрического, при котором социум рассматривается, как неотъемлемая часть биосферы, её подсистема. Переход на новую систему взглядов прослеживается во всех областях жизни – науке, культуре, промышленности, хозяйстве. Однако, следует заметить, что система естественнонаучного образования в Российской Федерации ещё не в полной мере перестроилась на биоцентрический подход к взаимодействию природы и человека. В данном вопросе отечественное образование достаточно серьёзно отстаёт от западного, в котором переход к биоцентрической идеологии начался ещё в 90-е годы двадцатого века, чему, в основном, способствовала Декларация ООН по окружающей среде и развитию, принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро, и значительно более популяризованная в странах Западной Европы и США. В России пока господствует потребительский подход к окружающей природе, ещё свежи идеи неисчерпаемости природных ресурсов, не развита потребность отдельного индивида и общества в целом активно участвовать в природоохранных мероприятиях.

В связи с этим, особенно актуально выявить закономерности взаимодействия биосферы и человека, сформировать научно-обоснованный подход к окружающей среде, взаимодействии человека с ней.

Биосфера рассматривается, как планетарная экосистема, которая состоит из иерархически подчинённых экосистем различных масштабов. Термин «биосфера» введён австрийским геологом Э. Зюссом в 1975 году. Учение о биосфере разработано русским геохимиком В.И. Вернадским.

Именно В.И. Вернадский говорил о том, что биосфера переживает новый этап развития – переход в ноосферу.

Ноосфера – это этап эволюции биосферы, при котором деятельность человека сравнялась с геологическими силами, настолько существенно она воздействует на экосистемы.

Влияние человека на экосистемы – как структурные элементы биосферы весьма разнообразно и прослеживается практически во всех областях биосферы. Это влияние связано с такими формами воздействия человека, как прямое истребление живых организмов и изъятие ресурсов и загрязнение биосферы в ходе своей хозяйственной деятельности.

Изменение биосферы человеком – это изъятие человечеством вещества биосферы и изменение ее физических и химических характеристик в процессе эволюции человека. Выделяется несколько этапов процесса изменения биосферы человечеством, исходя из особенностей деятельности на каждом этапе и заканчивавшихся экологическими кризисами.

Эти этапы следующие:

1) простое биологическое воздействие человека на биосферу;

2) сверхинтенсивная охота без изменения экосистем в период становления человечества;

3) изменение экосистем через пастьбу, усиление роста трав путем их выжигания и т. п.;

4) интенсификация распашки земель и вырубки лесов;

5) глобальное изменение экологических компонентов биосферы в целом. Последний – пятый этап начался сравнительно недавно, около 300 лет назад (главным образом в последнее столетие) и достигает наибольшей остроты в наше время.

Биосферная функция человечества состоит в поддержании и целенаправленном созидательном развитии биосферы. Осознание своей биосферной функции человечеством напрямую связано с ростом научного познания, становлением ноосферы.

Биосферная функция человека напрямую связана с особенностями его экологической специализации и экологической ниши.

Экологическая ниша – это место биологического вида в экосистеме, которое определяется его биотическим потенциалом и совокупностью условий окружающей среды, к которым этот вид приспособлен. Экологическая ниша представляет собой не только физическое пространство, в котором обитает организм, но и его функциональную роль в экосистеме (например, положение в трофической – пищевой цепи). Исходя из этого, для человека также можно выделить экологическую нишу.

Человек имеет собственную, присущую только ему экологическую нишу – совокупность требований к экологическим факторам, выработанную в ходе эволюции. Пространство экологической ниши человека ограничено. Как биологический вид человек может обитать только в пределах суши экваториального пояса (тропики, субтропики), по вертикали экологическая ниша человека простирается примерно на 3,0-3,5 км над уровнем моря.

Современная хозяйственная деятельность человека, использование им природных ресурсов приводят к формированию побочных продуктов («отходов»), которые рассеиваются в его экологической нише. Эти отходы сегодня являются экологическими факторами, и следовательно – компонентами экологической ниши человека. По отношению к этим антропогенным факторам экологической ниши устойчивость человеческого организма достаточно мала, ввиду чего отходы человеческой деятельности являются теми ограничивающими факторами, которые разрушают его экологическую нишу.

Экологическая специализация представляет собой изменение формы, функции или поведения биологического вида, в результате адаптации к факторам окружающей среды. Экологическая специализация может зайти настолько далеко, что вид перестанет быть пластичным по отношению к изменениям факторов среды, что произошло и с человеком, как биологическим видом.

Выводы:

Направление деятельности человека, которая по масштабам сопоставима с геологической силой, может быть как позитивным – поддержание нормального функционирования биосферы, так и негативным – разрушение биосферы. В этой связи говорят о биосферной функции человечества.

Биосферная функция человечества состоит в поддержании и целенаправленном созидательном развитии биосферы. Осознание своей биосферной функции человечеством напрямую связано с ростом научного познания, становлением ноосферы.

Биосферная функция человека напрямую связана с особенностями его экологической специализации и экологической ниши.

Экологическая специализация представляет собой изменение формы, функции или поведения биологического вида, в результате адаптации к факторам окружающей среды. Экологическая специализация может зайти настолько далеко, что вид перестанет быть пластичным по отношению к изменениям факторов среды, что произошло и с человеком, как биологическим видом.

Благодаря своим социальным свойствам, человек сумел существенно расширил границы своего первоначального ареала обитания, в частности, расселился в высоких, средних и низких широтах, проник в глубины океана и космос. Причем, расширяя границы своей экологической ниши, человек существенным образом изменил пространство вокруг себя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. К социальным факторам эволюции человека не относятся:

1) речь;

2) мышление;

3) общественный труд;

4) защита от врагов.

Правильный ответ: 4) защита от врагов.

2. Этап развития биосферы, в рамках которого деятельность человека по силе воздействия сопоставима с геологической силой, называют:

1. ноосфера;

2. экологическая ниша;

3. экологическая специализация.

Правильный ответ:

1. ноосфера.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6