Экология. 11 класс

Урок 5. Водные ресурсы. Рациональное использование и охрана

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 5. «Водные ресурсы. Рациональное использование и охрана»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • о понятии «водные ресурсы»;
  • о значении водных ресурсов для жизнедеятельности человека;
  • об основных источниках загрязнения водных ресурсов;
  • о рациональном использовании водных ресурсов и мерах по их охране.

Научитесь:

  • объяснять значение воды в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • классифицировать загрязнители и их влияние на водные объекты.

Сможете:

  • прогнозировать последствия загрязнения водных объектов.

Глоссарий по теме:

Водные ресурсы – запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы.

Водный объект – сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водопользование – использование водных объектов для удовлетворения любых нужд населения и народного хозяйства без изъятия воды из водных объектов.

Водопотребление – потребление водных ресурсов вне водных источников для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского и коммунального хозяйства и другие.

Возвратное водопотребление – система, позволяющая после очистки повторно использовать воду.

Сточные воды – воды, бывшие в производственном, бытовом или сельскохозяйственном употреблении, а также прошедшие через какую-либо загрязненную территорию, в т.ч. населенного пункта.

Водохранилище – искусственный водоём, образованный, для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Загрязнение водных ресурсов – снижение их качества в результате привнесения различных физических, химических или биологических веществ.

Промышленные сточные воды – сточные воды, образовавшиеся в результате технологических процессов на производстве. Содержат в своём составе различные загрязнители, в том числе токсичные.

Бытовые сточные воды – сточные воды, образующиеся в результате бытовой жизнедеятельности человека Основными их загрязнителями являются отходы физиологического и бытового использования. Содержат в своем составе большое количество болезнетворных микроорганизмов.

Поверхностные (ливневые) сточные воды – сточные воды, образующиеся при выпадении атмосферных осадков, а также в результате поливомоечных работ.

Загрязнённый сток – сточные воды, содержащие примеси в количествах, превышающих предельно-допустимые концентрации.

Канализационная сеть – система трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.

Очистка сточных вод – комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся сточных водах перед выпуском их в водоём.

Охрана вод – совокупность мероприятий, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  • WWF (Всемирный фонд дикой природы). Сайт: http://www.wwf.ru.
  • Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  • Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.
  • Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Водные ресурсы. Сайт: http://mnr.gov.ru/theme/vodnye_resursy/
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Сайт: http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/ezhegodniki/
  • Государственный доклад о состоянии окружающей среды в РФ. Сайт: http://194.87.66.197/gosdoklad-eco-2016/water.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Водные ресурсы мира – все воды гидросферы, включая воды мирового океана, поверхностные и подземные воды континентов. Водные ресурсы России составляют порядка 10 % от водных ресурсов мира.

Основные загрязнители воды подразделяются на несколько групп: Болезнетворные загрязнители, водорастворимые неорганические вещества, неорганические вещества, используемые в качестве удобрений, органические вещества, нерастворимые вещества (осадки).

Особое значение качество водных ресурсов приобретает при их использовании в качестве источника питьевого водоснабжения.

Самовозобновление пресной воды в реках, озёрах, ледниках и грунте происходит с разной скоростью. Главными источниками возобновляемых водных ресурсов являются реки и озёра.

Производственные сточные воды подвергаются специальной процедуре очистки. Поскольку добиться полной очистки сточных вод довольно трудно и порой экономически невыгодно, используют их частичную очистку с последующим использованием в замкнутых оборотных системах, особенно на металлургических, целлюлозно-бумажный и нефтехимических предприятиях.

Важнейшая мера по охране водных ресурсов – бережное их расходование. Непроизводительный расход воды позволяет снизить надёжная гидроизоляция дна и стенок каналов. Эта же мера препятствует засолению почв в засушливых районах. Другой способ экономного расходования воды для полива – подведение воды непосредственно к корневой системе растений. Эффективный путь защиты водоёмов от загрязнений – создание безотходного производства, когда отходы одной ступени производственного цикла используются как сырье для другой.

Интересные факты. Болезнь Минимата

В 1950-х гг. предприятие по переработке руды сбрасывало отходы, содержащие ртуть, в воды залива Минимата (Япония). Бактерии перерабатывали её в диметилртуть. По цепям питания диметилртуть попадала и накапливалась в рыбах до концентрации 50 мг/кг. Люди, питаясь рыбой, получали сильнейшие отравления, нервно-паралитические заболевания, более 50 человек умерло. С 1955 по 1959 гг. каждый третий ребёнок в данном районе Японии рождался с психическими и физическими аномалиями. Рыбный промысел в заливе до сих пор запрещён. Полагают, что на дне залива находится ещё около 600 т ртути. Болезнь Минимата вошла во все справочники в качестве примера болезни, вызванной загрязнением окружающей среды и накоплением ртути по цепям питания.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

2. Примерно 1/3 потенциальных водных ресурсов России находится в …части страны.

3. Искусственный водоём, образованный, для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

4. Наиболее эффективным способом сокращения используемой воды в промышленности является создание … цикла использования воды.

6. Снижение их качества в результате привнесения различных физических, химических или биологических веществ – это … водных ресурсов.

По вертикали:

1. Потребление водных ресурсов вне водных источников для удовлетворения нужд населения, промышленности, сельского и коммунального хозяйства и другие.

5. Смесь углеводородов, вызывающие загрязнение воды в результате аварии на трубопроводах или нефтеналивных судах.

Правильный вариант:

По горизонтали: 2. Европейской 3. Водохранилище 4. Замкнутого 6. Загрязнение

По вертикали: 1. Водопотребление 5. Нефтепродукты

2. Текст задания: Соберите изображение из частей.

Подпись: Городские очистные сооружения

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6