Экология. 11 класс

Урок 13. Транспорт как источник экологических проблем

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 13. «Транспорт как источник экологических проблем»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • об основных видах транспорта и их вкладе в загрязнение окружающей среды;
  • структуре мирового грузооборота и пассажирооборота;
  • о проблемах загрязнения природной среды транспортом в России.

Научитесь:

  • анализировать экологические проблемы, связанные с развитием различных видов транспорта;
  • выявлять взаимосвязь между массовым использованием транспорта и климатическими изменениями в мире. Сможете:
  • устанавливать источники экологических проблем, связанные с транспортом.

Глоссарий по теме:

Транспортный коридор – система коммуникаций, объединяющая аэропорты, порты, склады, грузовые терминалы, железные и автомобильные дороги.

Автомобильный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям.

Водный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по водным путям сообщения, как естественным (океаны, моря, реки, озера), так и искусственным (каналы, водохранилища).

Воздушный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров воздушными судами (самолётами, вертолётами).

Трубопроводный транспорт – вид транспорта, осуществляющий транспортировку по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  2. ФГБУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета РАН. Сайт: http://www.igce.ru/category/informacionnye-produkty-obzory-doklady-i-dr.
  3. Федеральная служба государственной статистики РФ. Сайт: http://www.gks.ru/
  4. Министерство транспорта РФ. Сайт: https://www.mintrans.ru/.
  5. Министерство природных ресурсов и экологии России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/theme/lesnye_resursy/
  6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Сайт: http://rpn.gov.ru/.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Основная функция транспорта – перемещение в пространстве людей и грузов. Его главная задача – обеспечивать связи между предприятиями, районами страны. По своему назначению транспорт объединяют в две группы: специальный транспорт (электронный, трубопроводный) и универсальный транспорт (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, авиационный). Взаимодействуя между собой, все виды транспорта образуют мировую транспортную сеть. Обмен грузами и пассажирами происходит в транспортных узлах – пунктах, в которых сходятся различные виды транспортных путей. Роль транспортных узлов чаще всего выполняют города, хотя иногда транспортные узлы создаются и за их пределами. Все виды транспорта, объединённые между собой транспортными узлами, образуют транспортную систему страны.

В России ведущим является железнодорожный транспорт. один из самых экологически чистых видов транспорта. Основной ущерб окружающей среде наносится при строительстве железных дорог. Их создание требует изъятия полосы земли шириной до 50 м по всей длине трассы. В этой полосе видоизменяется растительный покров, нарушается водный режим, загрязняются почвы.

Но лидером в загрязнении окружающей среды во всех странах мира является автомобильный транспорт. Работающий автомобиль выбрасывает в воздух почти 300 различных химических веществ, многие из которых губительно действуют на природу и людей. Не менее значительна роль автомобильного транспорта в загрязнении твёрдыми отходами и шумовом загрязнении.

Воздушный транспорт также вносит свой вклад в загрязнение окружающей среды: продукты горения авиационного топлива сохраняются в воздушной среде в течение двух лет; серьёзной проблемой является высокий уровень шума при взлёте и посадке самолётов.

В результате функционирования водных видов транспорта происходит загрязнение участков акваторий вблизи портов. Главными «виновниками» загрязнений являются морские суда для перевозки нефтепродуктов – танкеры.

Интересные факты. Москва: в гармонии с природой

Автомобильное топливо разделят на пять экологических классов. Этот показатель связан с количеством и качеством присадок, используемых при производстве топлива. Топливо 1, 2 и 3 классов небезопасно для окружающей среды. Помимо номера класса топлива в название добавляется приставка «Евро». Она указывает на то, что данный продукт соответствует европейским стандартам по процентному содержанию в выхлопных газах автотранспорта вредных частиц.

В 2013 г. Москва стала первым городом России, который перешёл на реализацию топлива не ниже класса Евро-4. С 1 января 2016 г. в Москве продаётся топливо не ниже экологического класса Евро-5, так содержит в пять раз меньше серы, чем топливо класса Евро-4.

В 2013 г. владельцам электромобилей была предоставлена возможность бесплатного пользования паркингами. Кроме того, обнулены ввозные пошлины на электромобили, что позволяет снизить их стоимость на 19 %.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Тип источника загрязнения, к которому относится транспорт:

Выберите правильный ответ.

1. оперативный

2. стационарный

3. передвижной

4. временный

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3. передвижной

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. оперативный

2. стационарный

4. временный

Подсказка: _________

2. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

____________ транспорт является источником загрязнения _______________, а также _____________ загрязнения. За один час полёта современный самолёт расходует 600 т ____________ и выбрасывает в атмосферу 70 т _______________________. Загрязнение атмосферы самолётами гораздо меньше по объёму, чем _______________, но продукты горения авиационного топлива ____________ в ней в течение двух лет.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Авиационный транспорт является источником загрязнения атмосферного воздуха, а также шумового загрязнения. За один час полёта современный самолёт расходует 600 т воздуха и выбрасывает в атмосферу 70 т продуктов горения. Загрязнение атмосферы самолётами гораздо меньше по объёму, чем автотранспортом, но продукты горения авиационного топлива сохраняются в ней в течение двух лет.

Подсказка: повторно посмотрите объясняющее видео

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6