Вид занятия: Рисование на темы.

Цель урока: Познакомиться с основными ключевыми понятиями композиции и ее законами.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи;
  2. Задачи развития;
  3. Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

  1. Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

  1. Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

  1. Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, бумага, краски, кисти, палитра, карандаши, ластик.

План урока:

1.      Организационный момент (2-3 мин);

2.      Изложение нового материала (10-15 мин);

3.      Практическая работа (25-30 мин);

4.      Подведение итогов урока (3-5 мин).

 Ход урока

1.                  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы познакомимся с вами с тем, как создаётся композиция, и попробуем создать свою композицию на тему «Они сражались за Родину», используя законы, правила и приёмы композиции.

Для начала давайте вспомним, с какими видами жанра вы уже познакомились.

Напоминаю, что жанр – это тема картины.

Если нарисован бой это батальный жанр;

Если на картине изображено историческое событие – это исторический жанр;

Если сюжет картины взят из повседневной жизни людей – это бытовой жанр;

Если сюжет картины библейский или мифологический – перед нами религиозный жанр и мифологический соответственно.

2.                  Изложение нового материала.

Композиция это составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое, в соответствии с какой-либо идеей. В композиции всё должно быть подчинено раскрытию замысла, каждая деталь.

Любая композиция начинается с замысла художника, с идеи. Замысел не возникает мгновенно. Он постепенно выкристаллизовывается в процессе творческой работы, собирается из впечатлений, наблюдений, а иногда набросков и зарисовок тех или иных событий.

Например, Суриков задумал написать историческое событие, когда боярыню Морозову, которая при расколе церкви осталась верна старой вере и пошла против воли патриарха Никона, и самого царя, отправляют  в ссылку. Перед работой он изучал материал, собирал данные о внешности Морозовой, одежде той эпохи и прочим.

Музыкант может раскрывать свой замысел на протяжении некоторого времени пока длится его музыка, писатель на нескольких листах, а у художника есть только 1 лист, чтобы поведать миру свою историю. Поэтому он не имеет возможности рассказывать придуманную историю от начала до конца, он изображает кульминацию своей истории, т. е. самый важный момент, пик эмоций и развития сюжета, момент наивысшего напряжения действия.

Именно поэтому Суриков выбрал ключевой для своей картины момент, когда сани с боярыней Морозовой поравнялись с Чудовым монастырём и она подняла свою правую руку и сложила пальцы руки в старообрядческий жест над людьми которые пришли проводить её в дальний путь. Момент, когда мы зрители можем наблюдать реакцию разных людей и групп на это событие.

Начиная работать над композицией, художник чаще всего работает по представлению и делает композиционные эскизы. Эскиз-это проект будущей картины.

Сравните эскизы Сурикова к картине «Боярыня Морозова» между собой и с картиной. Что меняется в них? Над чем работал художник, продумывая композицию полотна? По ним видно, как художник размышлял с карандашом в руке над расположением основных элементов композиции.

От замысла до создания произведения художник проделывает длинный путь.

Это сотни эскизов, набросков, зарисовок. Разработав первые эскизы будущей картины, художник чаще всего выполняет ряд набросков и зарисовок с натуры к картине. Наброски и зарисовки играют большую, а иногда определяющую роль в создании композиции.

Они позволяют художнику найти более типичный образ героев композиции, соответствующий замыслу, выразительные ракурсы, точку зрения, мимику, движение, продумывать другие детали.

Посмотрите, как меняется образ юродивого от наброска к наброску. Чтобы правдиво изобразить цвет тела человека на морозе, Суриков просил позировать прототипа юродивого, позировать ему сидя на снегу почти без одежды, в тряпье. И за это платил немалые деньги. Посмотрите на поиски образа боярыни Морозовой. Суриков нашёл несколько женщин (прототипов) чья внешность соответствовала его представлению об образе боярыни Морозовой и написал этюды их голов. А потом на их основе творчески переработав весь натурный материал, создал свой образ боярыни яркий, выразительный, в котором видна вся сила её личности, волевой характер.

Выполнение любой композиции невозможно без знания и соблюдения законов, правил и приёмов композиции.

К законам композиции относятся: закон жизненной правды, закон целостности и закон контрастов. Давайте рассмотрим их на примере картины А. Дейнеки «Оборона Севастополя». В этой композиции всё от пейзажа и пластики движения людей до одежды советских и фашистских солдат пропитано жизненной правдой. Мы верим художнику, всё изображено как в жизни.

Для того чтобы зрителю было интересно рассматривать работу, замысел должен строиться на контрастах: доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.д. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» писал, о необходимости использовать контраст величин: тонкого и толстого, высокого и низкого, маленького и большого и т.д.

Проанализируйте, на каких контрастах строилась картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя». Она построена на противопоставлении доброго и злого, чёрного и белого, большого и маленького. Так выполняется закон контрастов.

В этой картине не возникает желание что-либо изменить. Ничего не хочется менять местами, добавлять и уточнять. Она смотрится законченным художественным произведением, то есть целостной. Так исполняется закон целостности.

В целостной композиции выделено главное (главный герой или герои, например), а всё второстепенное подчинено главному. А как можно выделить композиционный центр?

В работе которую мы рассматриваем главные герои выделены размером, местоположением, ярко выраженным движением фигур, и их детальной проработкой, выражением лиц, тоновым контрастом. Посмотрите, как выделяется светлая фигура моряка на тёмном фоне моря и неба. Второстепенные герои композиции –фашисты выделены тоном, их тёмные фигуры хорошо читаются на светлом фоне, но они маленького размера, их лиц не разобрать, их фигуры решены обобщённо, без полутонов, валёров, только свет и тень.

Чтобы понять, что такое целостность, давайте сравним две работы. Как вы считаете, какая из этих двух работ целостная, а какая раздробленная.

К правилам композиции можно отнести статичность и динамичность. Обе рассматриваемые нами картины –динамичны.

А средства композиции, это те приёмы, которыми художник добивается статики или динамики. К средствам композиции можно отнести формат картины, масштаб изображения, композиционный центр, равновесие, цвет, ритм, симметрия, асимметрия, открытость и замкнутость композиции и т.д.

Какими художественными средствами А.Дейнека добился динамики в своей работе? В первую очередь сильно выраженными движениями моряков Черноморского флота, особенно главного героя композиции, незавершённостью их движений, ритмом чёрных, белых и красных пятен, разнообразным масштабом фигур и прочим. А главное, масса воинов моряков движется на врага острым клином, и теснит их. Направление движения клина усиливается ритмично под 45% расположенными облаками, чередованием тёмных и светлых пятен и прочим.

В картине Дейнеки «Оборона Севастополя» очевидно, что в трудном неравном бою побеждают моряки Черноморского флота. Подумайте, какими средствами художник показал это Александр Дейнека. Крупная фигура советского моряка противопоставлена более маленьким фигурам фашистов. В картине преобладает белый цвет, цвет формы наших моряков и Севастопольской пристани. Белый цвет, лавиной теснит фашистов в чёрной форме, вытесняя их из листа.

Эмоциональный накал тяжёлого боя передан контрастом чёрного, красного и белого. Напряжёнными движениями главных героев, напряжённым выражением их лиц, ритмом светлых и тёмных пятен.

Все картины, представленные в данной главе, относятся к станковой живописи, так как эти картины являются самостоятельными художественными произведениями, не связанными с окружением (ландшафтом, архитектурой и т. д). Они выполнены на холсте, на станке (мольберте).

3.                  Практическая работа.

Выполните сюжетную композицию. В сюжетных композициях разворачивается конкретное действие, они посвящены какому-либо событию. Например, сбору урожая, первому снегу, подвигу на войне или в мирной жизни и т.д.

Выполните сюжетную композицию на историческую тему. Например, на тему «Они сражались за Родину»

Определите идею композиции.

Выполните эскиз будущей композиции по представлению.

Чтобы фигуры людей в композиции были более правдоподобными, убедительными выполните наброски и зарисовки к главным персонажам композиции. Попросите своего соседа по парте принять задуманную вами позу и сфотографируйте его в нужном для вас ракурсе. Чтобы не отвлекать своего одноклассника от его работы над композицией, выполните набросок по фотографии, или используйте фотографию в процессе выполнения рисунка композиции.

Выполните рисунок композиции, не забывая выделять композиционный центр: местоположением, размером, более тщательной проработкой фигуры.

Перед тем, как выполнить композицию в цвете, научитесь выделять композиционный центр красками. Для выделения главного всегда используется тоновой контраст. Посмотрите, если светлый предмет оказывается на светлом фоне, он становится невидимым. Так же происходит и с тёмными предметами, на тёмном фоне. Чтобы зрители могли различать ваше изображение, тёмные по тону фигуры надо изображать на светлом фоне, а светлые на тёмном, как в картине Александра Дейнеки.

А вот цветовой контраст вы вправе использовать по своему желанию. Посмотрите на картину Ю. Ракши «Поле Кулеково». Определите, кто в каждой части триптиха является главным героем, а кто второстепенными. Проанализируйте, какие приёмы использовал художник, чтобы выделить главного героя композиции в каждой части триптиха. В какой части триптиха использован цветовой контраст, в какой только тоновой.

Чтобы потренироваться выделять композиционный центр надо выполнить несколько упражнений в рабочей тетради на стр. 59-62. Выделяя главного героя цветовым контрастом, следует помнить, что контрастными называются цвета противоположные друг другу по расположению в цветовом круге. Это дополнительные цвета, основные и т.д. Кроме того, контрастные цвета являются гармоничными между собой по цвету.

4.                  Подведение итогов

После того, как вы выполните композицию на тему «Они сражались за Родину», проведите самоанализ работы.

Проанализируйте, какими средствами вы выделили главных героев композиции: размером, местоположением, выразительным движением, тоновым или цветовым контрастом, другими средствами.

Сегодня вы познакомились с процессом создания картин. С законами, правилами и средствами композиции. С правилами выделения композиционного центра. С понятиями «станковая живопись», «сюжетная композиция».

Удачи вам в вашей самостоятельной работе.