Изобразительное искусство. 3 класс

Урок 3. Орнамент народов мира: традиции мастерства

Конспект урока

Изобразительное искусство. 3 класс.

Урок № 3 «Орнамент народов мира: традиции мастерства»

Цель: Познакомиться с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения воздушных змеев.

Задачи:

- узнать, что такое орнамент;

- познакомиться с традиционными орнаментами народов мира на примере рисунков на воздушных змеях;

- научиться различать виды орнаментов.

На уроке мы узнаем:

- о разновидности гжельской керамики;

- о необычности керамических форм майолики;

- о природных мотивах в росписи гжельской майолики;

- о способе выполнения росписи с плавным цветовым переходом.

- что такое орнамент;

- какие бывают виды орнаментов;

мы научимся:

- различать виды орнаментов;

мы сможем:

- нарисовать воздушного змея, используя полученные знания.

Теоретическая часть для самостоятельного изучения:

Издавна на Руси существовала потеха – запуск бумажного змея. Появилась эта забава, наверное, от мечты человека укротить силу ветра и взлететь над землёй.

Воздушные змеи появились больше двух тысяч лет назад в Китае. Им придавали форму дракона и раскрашивали яркими красками, ведь дракон в Китае считается священным животным. Воздушных змеев запускали во время праздников, торжественных церемоний; без них не обходилось ни одно веселье.

Также воздушных змеев использовали для устрашения врагов во время сражения. Делали огромного, страшного змея в виде дракона или какого-нибудь сказочного чудовища, и во время боя запускали его над войском противника. В 908 г. русский князь Олег осаждал город Константинополь. По его приказу было сделано много змеев в виде всадников и пеших воинов. Представьте себе ужас константинопольцев, когда они вдруг увидели, что на них прямо с неба опускается несметное русское воинство...

Но змеев использовали не только для сражений. Когда они впервые появились в Европе, местные учёные быстро нашли им применение. Например, один англичанин поднял при помощи змея на большую высоту термометр и обнаружил, что наверху воздух холоднее, чем внизу. Другой учёный, американец Франклин, поднял при помощи змея свои приборы почти до облаков и доказал, что молния — явление электрическое. А русскому ученому. Ломоносову при помощи змея удалось даже «поймать молнию». Использовали змеев и для спасения терпящих кораблекрушение. Если большие волны мешали подплыть к тонущему судну, чтобы взять его на буксир, специальный канат доставляли на него с помощью змея. Первый фотографический снимок Земли с высоты птичьего полёта тоже был сделан при помощи змея.

Существует несколько разновидностей змеев. Самая большая группа — это конструкции с неподвижными, жёстко фиксированными крыльями. К ним относятся так называемая форма ласточки, а также изображения героев легенд и сказаний.

Другая группа — змеи с подвижными крыльями, которые делают отдельно от каркаса и только перед запуском закрепляют на нём.

Ещё одна разновидность — плоские змеи, имеющие форму веера, корзины с цветами, иероглифов. К ним прикрепляется длинный хвост, необходимый для обеспечения равновесия летающих конструкций.

И самая сложная форма — это большие объёмные змеи. Наиболее характерны для этой группы многометровые драконы.

Давайте внимательно рассмотрим воздушные змеи, которые были изготовлены китайскими и японскими мастерами. Это совершеннейшие произведения искусства! Обратите внимание, как красиво выглядит узор, составленный из элементов, образующих ярусы (или ряды) орнаментальных полос.

Вы заметили, что у всех воздушных змеев одна сторона является полным отражением другой?

Такое отражение называется зеркальной симметрией. Предмет или фигура, которые можно разделить плоскостью таким образом, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости, как в зеркале, совпала с другой, имеет зеркальную симметрию. Симметрия эта, присущая телу человека и телам многих животных, широко применяется и в человеческой практике, определяя форму самых разных вещей — от ложки и вилки до автомобиля и самолёта. И это обстоятельство немаловажно для формирования орнаментов, организующих и украшающих поверхности таких предметов. Зеркальная симметрия способствует впечатлению уравновешенности и покоя, так как она делает полярные направления (в обе стороны от плоскости симметрии) равноценными для нашего взгляда. И в орнаменте применение зеркальной симметрии связано с тем же ощущением равновесия и покоя.

Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:

- Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей).

- Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

- Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, так как орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

(пауза)

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.

Тезаурус:

Орнамент (от латинского ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определённой последовательности.

Обязательная и дополнительная литература для самостоятельного изучения:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 176 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 3 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Задание №1

Разгадайте ребус

Правильный ответ: узор

Задание №2

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

  1. Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (8 букв).

По вертикали:

  1. Цветок, который часто встречается в египетских орнаментах (5 букв).
  2. Изображение животного, которое часто встречается в орнаментах северных народов (5 букв).
  3. В орнаменте - чередование элементов узора в определённой последовательности (4 буквы).
  4. Страна – родина воздушных змеев (5 букв).

Правильные ответы:

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6