Изобразительное искусство. 4 класс

Урок 15. Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство

Конспект урока

Конспект урока № 15 по предмету

«Изобразительное искусство» для 4-го класса.

Тема урока: «Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство».

Вопросы:

  1. Чем примечателен весенний пейзаж?
  2. Как передан образ весенней природы России в произведениях художников?
  3. Какие чувства вызывает пробуждение весны?
  4. Что такое пейзаж?
  5. Какие оттенки преобладают в изображении весны?
  6. Какая цветовая гамма, колорит в произведениях живописи, посвящённых весне?
  7. Как в картинах прописан передний и дальний планы?
  8. Как заполняется пространство картины?
  9. Что такое композиция?

Глоссарий по теме

Колорит; композиция; композиционный центр; образ родной природы; пейзаж; пространство; цветовая палитра; цветовая гамма; цвет.

Термины и понятия

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Колорит - гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине. Колорит помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным; теплым и холодным; светлым и темным.

Композиция - сочинение, составление, сопоставление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке.

Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.

Линия – это след более протяженный. Линия образует контур предметов на рисунке, она длиннее штриха.

Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, где художник отражает красоту родной природы.

Ритм – это организующее и эстетическое начало композиции. Повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов.

Цветовая гамма — это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета, при создании художественных произведений. Выделяют теплую, холодную и смешанную гаммы.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Сегодняшнее занятие посвящено неповторимой и безграничной красоте нашей русской природы! Природа, которая нас окружает, заставляет восхищаться ею в любое время года: будь то лето, зима, осень или весна.

Многие русские живописцы, поэты, писатели посвятили своё творчество русской природе. Послушайте, как трепетно и красиво говорит поэт Н. Языков о своей Родине и родном крае:

«Мой друг!

Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая…»

В каждое время года наша природа прекрасна особенной красотой. Но после долгих холодных зимних дней мир завораживает своими красками. С наступлением весны душа начинает радоваться и ликовать. Природа весной даёт начало новой жизни, просыпаются животные и насекомые, птицы возвращаются в родные края и начинают радовать людей своим чудесным пением. Тёплых дней становится всё больше, постепенно появляются первые растения, распускаются листья на деревьях. Природа оживает. Природа в весенний период необычайно красивая.

Рассмотрим подробно картину И. Левитана «Весна. Большая вода». Попробуем ответить на вопросы: Как художник изобразил весну? Как написан передний план, как дальний? Какими цветовыми оттенками передана ранняя весна? Какие чувства вызывает у данная репродукция картины?

А как передана весна в стихотворение Баратынского «Весна, весна, как воздух чист...»?

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.

Сегодня мы с вами поговорим о весеннем пейзаже. Что представляет собой пейзаж? В переводе с французского пейзаж - «природа». Художники находят в природе отражение своих чувств, мыслей, переживаний: радости, грусти, тревоги, ожидания. Всё это они выражают в своих картинах, таким образом учат нас видеть красоту земли.

Давайте рассмотрим репродукции, посвящённые весне.

Обратим внимание на композицию в пейзаже. Что такое композиция?

Организация всех элементов в одно целое называется композицией. Главной задачей художника, является создание композиционного центра картины, той точки к которой будет прикован взгляд зрителя.

Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру изображаемых элементов. Выразительность композиции картины во многом усиливается её цветовым решением.

В пейзажах ранней весны присутствуют как серые тона, так и яркие насыщенные краски. Находясь под открытым небом, художник видит предметы, которые погружены в воздух. Чем дальше от наблюдателя в пространстве расположены видимые объекты, тем сильнее сказывается действие воздуха. Дальние планы заметно окрашиваются синими оттенками.

Линия горизонта может быть низкой и высокой. То, что находится ближе к нам, будет больше по размеру и по количеству деталей. То, что дальше – меньше по размеру и более обобщённо.

Сила и характер освещения по-разному влияют на колорит пейзажа. В пейзаже самым ярким источником освещения является солнце. А что может ослабить силу солнечного света? Набегут тучи или облака, всё станет менее ярким, спокойным по свету и цвету. А что же представляет собой характер освещения? По характеру свет бывает двух основных видов: тёплый и холодный. В природе солнечный свет - теплый, а лунный -холодный. В свою очередь солнечный свет бывает теплее и холоднее, в зависимости от времени суток, года, от погоды.

Каждое время года прекрасно, каждый уголок нашей необъятной страны неповторим и уникален. Важно - хранить в сердцах то, что мы имеем, благодарить природу нашей страны, любить нашу Родину.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

2. Попробуйте обосновать фактами из изученного вами конспекта урока, объяснить и подтвердить каждую позицию знаниями.

3. Затем запишите верный ответ и проверьте себя.

Задание №1

Разбор типового тренировочного задания:

Расположите изображения по временам года.

Лето

Осень

Зима

Весна

Правильный ответ:

Лето

Осень

Зима

Весна

Задание №2

Разбор типового контрольного задания:

Разгадайте ребус

Ответ: весна.

Список обязательной и дополнительной литературы для углублённого изучения темы:

Обязательная литература:

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. М.: Просвещение, 2018. 208 с.

Дополнительная литература:

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. 4 класс: творческая тетрадь. М.: Просвещение, 2018. 80 с.

Интернет-ресурсы:

• Издательство «Просвещение» www.prosv.ru (раздел «Перспектива» http://old.prosv.ru/umk/perspektiva) (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Google Art Project https://artsandculture.google.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Музеи онлайн http://musei-online.blogspot.com/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Культура. РФ - портал популяризации культурного наследия России https://www.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

• Гид по музеям с дополненной реальностью. Проект Министерства культуры РФ https://ar.culture.ru/ (дата обращения к ресурсу: июль 2018 г.)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6