Литературное чтение. 2 класс

Урок 12. Использование изобразительно-выразительных средств в стихах русских поэтов

Конспект урока

Литературное чтение. 2 класс.

Урок 12. Использование изобразительно-выразительных средств в стихах русских поэтов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
  2. Изучение глоссария по теме.
  3. Знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов об осени (прослушивание аудиозаписей, выполнение упражнений).
  4. Выполнение практической работы: «Сравнение стихотворений по теме, ритму, настроению».

Глоссарий по теме

Стихотворный текст – поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Ри́фма – созвучие концов стихотворных строк.

Декламáцияискусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т. п.).

Сравнéние – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Зву́копись – приёмы, которые способствуют усилению звуковой, интонационной выразительности стиха, эмоционального настроя. Повтор одинаковых согласных (аллитерáция) или гласных (ассонáнс) звуков.

Троп – употребление слова в переносном (а не в прямом, основном) его значении.

Эпи́тет – определение, которое придаёт выражению образность и эмоциональность, подчёркивает один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Метáфора – скрытый перенос значения слова, основанный на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Олицетворéние – уподобление предмета живому существу.

Овеществлéние – уподобление живого существа предмету.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. – С. 74, 75, 79.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л. А.: Литературное чтение. 2 класс. Рабочая тетрадь. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018. – С. 30–34.
  3. Стефаненко Н. А. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17–21.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 2 класс. Аудиоприложение к учебнику. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/item/952

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В поэтическом театре

Сцена 1

(Занавес опущен. В центре сцены стоит Троп в виде греческой колонны.)

Троп: Позвольте представиться – Троп. От греческого tropos, что значит оборот. (Оборачивается.) Я помогаю переосмысливать слова. С какой целью я это делаю? Да потому что перенóсное значение слова может придать речи новый оттенок: сочувственный, отрицательный, иронический – вариантов множество. Троп – это поэтическая форма мышления. Впрочем, убедитесь сами!

Сцена 2

(Занавес поднимается. Из глубины сценымедленно выходит Осень в виде книги с белоснежным перплётом, на котором написано: ОСЕНЬ. Из левой кулисы в сторону Тропа направляется Троп-Эпи́тет в виде двух приложенных друг к другу белых листков, на которых крупно написано Эпи́тет, а помельче– приложение).

Троп: На самом деле Тропов много. Вот мой первый друг –Троп-Эпи́тет.

Троп-Эпи́тет: Слово эпи́тет происходит от греческого epitheton, что значит приложение. Эпи́тет – это определение, которое придаёт выражению образность и эмоциональность, подчёркивает один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Дорогая Осень, давайте покажем на примере. Вот перед Вами три эпитета: дождливая, золотая, щедрая. Выберите, пожалуйста, дорогая Осень, эпитет на свой утончённый вкус.

(Как только эпитет прилагается к Осени, они превращаются в образ.)

дождливая осень

золотая осень

щедрая осень

Осень: Я выбираю эпитет щедрая. Я не просто осень, а ЩЕДРАЯ ОСЕНЬ. Эпитет-Щедрая, идёмте!» (Уходят в глубь сцены.)

Сцена 3.

Троп (встречает вновь прибывшую): Моя дорогая Троп-Метáфора.

Троп-Метáфора: Слово метáфора происходит от греческого слова metaphorá, что значит перенос. Метафора – это перенóсное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Троп: Уважаемая Метафора, давайте посмотрим, что будет, если вы прикоснётесь к словам Вашим поэтическим факелом.

(Метафора разглядывает первую группу слов, выплывшуюлевых кулис:

Троп-Метáфора: Нет, нет! Из этих слов метафора не получится. Только сравнение. Слова не меняют значение, а лишь сравниваются между собой при помощи особых слов: как, словно, будто. Друзья, идите к Тропу-Сравнению.

Троп: А вот вторая группа слов:

Троп-Метáфора: Вот это точно мои!

(Прикасается факелом к листкам и из него выплывает новый образ.)

(С предыханием.) Это настоящее скрытое сравнение. ЭТО – МЕТАФОРА! Костёр и рябина похожи, потому что у них обоих есть красный цвет!

Сцена 4.

(Занавес закрывается. Троп и Троп-Метáфора беседуют.)

Троп: Кстати, уподобление предмета живому существу называется олицетворéнием.

Троп-Метáфора: Да! Да! Отговорила роща – это олицетворéние.

Троп: А уподобление живого существа предмету – это овеществлéние.

Троп-Метáфора (жёстко): Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей.

Сцена 5

Троп: Ну, на сегодня достаточно. До свидание, дорогая Троп-Метáфора! Новых поэтических удач! (Троп-Метáфора: уходит. Троп тоже собирается уходить, но задердивается.) Ах да, вы, наверное хотите спросить, зачем я вам все это рассказываю. Трудный вопрос. (Задумался.) Если вас спросят, например, про стихотворение Сергея Есенина «Отговорила роща молодая…», вы, наверное, ответите: норма-а-а-альное. А вот после наших уроков вы сможете потрясти окружающих глубиной своих знаний, точно у вас в руках есть магический кристалл, глядя сквозь который, вы выприкасаетесь к величию русской поэзии.

Не верите? Тогда спойте вместе с нами песню «Отговорила роща молодая…» (пригласите ваших друзей или близких, если хотите) и найдите в тексте песни и эпитеты, и метафоры, и олицетворение, и звукопись. Поделитесь своими открытиями с окружающими. Насколько же ярче станут ваши чувства, ваши ощущения, ваши эмоции! До новых встреч! Ваш верный слуга – Троп!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. «В. Брюсов».

Прочитайте внимательно выделенные слова.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Какой приём использовал автор? Впечатайте___________.

Подсказка: посмотрите в словаре, как пишется это слово.

Правильный ответ: олицетворение.

Задание. «И. Бунин».

Прочитайте внимательно выделенные слова.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье. 

Какой приём использовал автор? Отметьте верный ответ.

  • сравнéние
  • эпи́тет
  • метáфора

Подсказка: пересмотрите объясняющее видео.

Правильный ответ: метáфора.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6