Литературное чтение. 2 класс

Урок 57. Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 57. Э.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»

 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое юмор.
  2. Что делает произведения Э.Успенского смешными и забавными.

 

Глоссарий по теме

Юмор, персонаж, несоответствия, приём повторения

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 2класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2018. – 225 с.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

 

Цели: познакомиться с произведениями Э.Успенского.

Задачи: обучиться выразительному чтению, умению анализировать текст, распознавать эмоции в произведениях.

Ожидаемые результаты: на уроке мы узнаем, что такое юмор; научимся выразительно читать произведение; сможем высказывать своё мнение о прочитанном.

 

Основное содержание урока

На сегодняшнем уроке мы будем разбирать произведения известного писателя и автора детских книг Эдуарда Успенского. Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. Но, ещё учась в вузе, Успенский начал печататься. Он писал стихи и прозу. Его первый поэтический сборник «Смешной слонёнок» увидел свет в 1965 г., а в 1966 г. была опубликована сказка «Крокодил Гена и его друзья», которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных.

Первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет любимый многими Чебурашка. Читали ли вы книгу или, может, смотрели мультфильм «Крокодил Гена и его друзья»? Одним из главных героев там является, конечно же, этот неизвестный науке зверь с огромными ушами и добрыми глазами – Чебурашка! Нам очень интересна вся его история – и как он попал в большой город из тропического леса, и как получил своё имя, и как искал место для жизни и работы. Но самым важным для нас является рассказ о том, как он нашёл себе настоящих друзей. Давайте проанализируем характер Чебурашки – какой он? Чебурашка, в первую очередь, очень добрый и отзывчивый. Он готов помогать всем, всегда, в любую минуту. Он умеет прощать. Ведь именно благодаря ему друзья простили шалости Шапокляк. Он искренний и никогда никого не обижает. Очень важные качества! И именно поэтому он так легко нашёл себе верных друзей, и с ними постоянно случаются весёлые, забавные ситуации.

Известным стихотворением Э.Успенского является «Если был бы я девчонкой»:

Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

Как интересно этот мальчик распределил обязанности, которые следует делать девочкам и якобы вовсе не обязательно делать мальчикам! Из его слов получается, что мальчики могут только гулять и веселиться, а девочки обязаны делать всё по дому вместе с мамой. Но мы-то с вами понимаем, что помогать маме должны не только девочки! Поэтому можем просто посмеяться над героем стихотворения и пожелать ему поскорее прийти к пониманию, что всё перечисленное легко может выполнить и он сам, и любой из нас.

Еще одно забавное произведение Успенского называется «Над нашей квартирой»:

Над нашей квартирой

Собака живёт,

Собака живёт,

Собака живёт.

Лает собака

И спать не даёт,

Спать не даёт

Нам.

 

А над собакою

Кошка живёт,

Кошка живёт,

Кошка живёт.

Мяукает кошка

И спать не даёт,

И спать не даёт

Собаке.

 

Ну, а над кошкою

Мышка живёт,

Мышка живёт,

Мышка живёт.

Мышка вздыхает

И спать не даёт,

Спать не даёт

Кошке.

 

Ночью по крыше

Дождик стучит,

Дождик стучит.

Дождик стучит.

Вот потому-то

И мышка не спит,

Мышка не спит

Всю ночь.

 

В небе печальные

Тучи бегут,

Тучи бегут,

Тучи бегут.

Тучи рыдают —

И слёзы текут,

Слёзы текут

Дождём.

 

А тучи обидел

Маленький гром,

Маленький гром,

Маленький гром,

Который по тучам

Стучал кулаком,

Стучал кулаком —

Ба-бах!

Вот так дом! Никто в нем не спит, все друг другу мешают! А виноват во всём, получается, гром. От него произрастает вся цепочка мешающих друг другу существ. Именно поэтому данное стихотворение вызывает у нас улыбку - мы же понимаем, что виноват вовсе не гром! Ведь тучи набегают вовсе не от грома, а дождь проливается вовсе не потому, что тучки рыдают. Посмотрите, какой приём используем здесь автор – приём повторения. В каждом четверостишье он употребляет слова много раз подряд. Какое ощущение создаётся от этого? Как будто мы поднимаемся по лесенке в воображаемом доме, не правда ли?  А как здорово в конце стиха описан звук грома, сразу возникает яркий образ того, как он гремит в ночном небе.

Последним на сегодня произведением будет стих «Память»:

— Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.

— «Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне».

— Ну о чём тут говорить?
Стал бы я себя хвалить.
Мне историю про Ваню
Очень просто повторить:

Ехал Ваня на коне,
Вёл собачку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл старушку на окне.

Ехал кактус на коне,
Вёл собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла Ваню на окне.

Ехал Ваня на окне,
Вёл старушку на ремне,
Ну, а кактус в это время
Мыл собачку на коне.

Знаю я, что говорю.
Говорил, что повторю.
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зрю?

О чём это стихотворение? Явно о том, как важно правильно запоминать порядок слов, иначе получается какая-то ерунда. И уж, конечно, о том, что не стоит нахваливать в себе то, чего на самом деле нет. Ведь герой произведения так хвалится своей памятью, а в итоге что получилось? Три раза он повторил фразу в разных вариантах, и все три раза получилось неправильно. И в последней строчке мы видим подтверждение наших выводов о том, что герой неоправданно себя хвалит – он исковеркал слово «зря» на несуществующее «зрю», что выглядит совсем уж смешно!

Изучив все перечисленные произведения, мы можем сделать вывод, что смешным всегда является какое-то несоответствие: что мальчик хочет стать девчонкой для помощи маме, хотя может делать это и будучи самим собой; что тучи вовсе не обижал гром; что персонаж нахваливает свою отменную память, а сам не может повторить и одной фразы, да ещё и путает совсем уж однозначно произносимые слова. Здорово иногда над чем-то посмеяться, но в важных делах и обязательствах всегда необходимо следить, чтобы слова соотносились с действиями, быть человеком ответственным и серьёзным.

Разбор типового тренировочного задания

Подберите правильные названия произведений к картинкам.

Произведения «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»

Правильный ответ:

 

«Память»

 

«Если был бы я девчонкой»

 

«Над нашей квартирой»

 

«Чебурашка»

Контрольное задание, 1 вариант:

Какие произведения НЕ принадлежат перу Э.Успенского.

  • «Крокодил Гена и его друзья».
  • «Доктор Айболит»
  • «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • «Тётя дяди Фёдора».
  • «Бармалей»
  • «Мойдодыр»
  • «Про Веру и Анфису».

Правильный ответ:

2) «Доктор Айболит»

5) «Бармалей»

6) «Мойдодыр»

 

Контрольное задание 2 вариант:

Какие произведения принадлежат перу Э.Успенского:

  • «Крокодил Гена и его друзья».
  • «Доктор Айболит»
  • «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • «Тётя дяди Фёдора».
  • «Бармалей»
  • «Мойдодыр»
  • «Про Веру и Анфису».

Правильный ответ:

  • «Крокодил Гена и его друзья».
  • «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • «Тётя дяди Фёдора».
  • «Про Веру и Анфису».

 

 

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6