Музыка. 1 класс

Урок 1. И музыка живет! Слушаем, исполняем, записываем

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 1. «И музыка живёт! Слушаем, исполняем, записываем»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Музыка – часть жизни людей. Роль композитора, исполнителя, слушателя.
  2. Композитор П.И. Чайковский. Деятельность композитора, исполнителя, слушателя.
  3. Как записываются ноты.

Глоссарий по теме

Музыка – это чудесный мир, который создают вместе композитор, сочиняющий музыку, музыкант-исполнитель и слушатель. Без чуткого, внимательного и грамотного слушателя жизнь музыки невозможна. Каждый может научиться слушать, исполнять и придумывать музыку. Для этого нужно желание, внимание и знания.

Музыка записывается с помощью нот. Для записи музыки нужен нотный стан и скрипичный ключ. Если записать ноты по порядку – получится звукоряд.

Ключевые слова

Композитор, музыкант, исполнитель. Нота, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 6-9.
  2. Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014. – С. 4-7.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 142.

На уроке мы узнаем, где живут ноты.

Научимся слушать музыку.

Сможем понять значение музыки в жизни.

Основное содержание урока

  1. Давайте послушаем музыку и подумаем: с кем она говорит? О чем она рассказывает? Все чувства может выразить музыка, и каждому она нужна!

Давайте поразмышляем: а кто нужен, чтобы музыка звучала?

  1. Сегодня вы начинаете знакомство с увлекательным, удивительным и неповторимым миром – миром музыкального искусства.

Какая праздничная, величественная музыка! Она дарит нам радостное и взволнованное настроение. Вы заметили, что исполняет эту музыку пианист и оркестр, поэтому она называется «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром». Эту замечательную музыку «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. А вы знаете, кто нужен, чтобы музыка зазвучала? Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны композиторы и исполнители-музыканты.

Исполнителями могут быть: оркестр или один музыкальный инструмент, ансамбль музыкальных инструментов, певцы. Лучше всего музыка звучит в концертном зале, но мы можем насладиться ее звучанием и по радио, телевидению, с помощью компьютера.

Музыка звучит для людей. Слушатели очень важны для музыки, но не все могут ими стать. Настоящий слушатель прислушивается к звучащей музыке, стремиться понять, что хочет рассказать композитор и музыканты, сравнивает свое настроение с образами музыкального произведения.

Поучимся быть настоящими слушателями в концертном зале. Слушая Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, постарайтесь пропевать про себя его мелодию, следить за настроением в музыке, прислушиваться к своим чувствам, представлять картину русской природы, ее эмоциональное состояние.

  1. Чтобы музыканты могли исполнить для нас эту замечательную музыку, Петр Ильич Чайковский не только ее сочинил, но и записал. Все музыкальные произведения записываются нотами – это знаки, которые знают все музыканты мира. Ноты – это музыкальные звуки, записанные знаками.

Все ребята знают, что такое караоке. Будем расставлять нотки и петь их названия и слова, в которых они «прячутся». А слова на экране будут подсказывать, когда это делать. Итак, начинаем!

Скрипичный ключ - это знак, который ставится в начале нотного стана, как бы открывая его, потому его и называют ключом. Посмотри, какой он важный, изящный. Попробуй написать его в нотной тетради.

Если мы расположим ноты на нотном стане по порядку, то у нас получится звукоряд. Представьте, что всего из семи нот рождается загадочный и прекрасный мир музыки.

А теперь можно попробовать спеть ноты и по порядку, и вразнобой. Поможет нам в этом звукоряд: кликаем мышкой на нотку, слушаем, как она звучит и поем.

4. Сегодня вы узнали о том, как рождается музыка, кто ее сочиняет и исполняет. Теперь вы знаете, что музыка не будет жить без слушателей, ведь именно для них она появляется. Вы научились слушать музыку и узнали, как записываются ноты. Настало время побыть в роли композитора и исполнителя: поиграть на фортепиано, как настоящим музыкантам, придумать свои собственные мелодии, как настоящим сочинителям. Помогут нам в этом фортепианная клавиатура и нотный стан, которые появятся на следующем этапе урока.

5. Итак, сегодня вы познакомились с деятельностью композитора, исполнителя. Научились слушать музыку. Узнали, как записываются ноты. Хорошая музыка никогда не оставит нас равнодушными, она рождает в нас чувства и мысли и всегда подарит нам яркие впечатления. В этом ее сила.

Разбор типового тренировочного задания

Вариант задания 1.

Текст вопроса:

Послушайте музыку. Из предложенных высказываний выберите то, которое соответствует характеру прозвучавшей музыки.

Варианты ответов:

А) Песня протяжная и печальная

Б) Песня звучит радостно и носит озорной характер

В) Песня звучит величественно и торжественно.

Название файла с аудио к вопросу: «аудио3.mp3».

Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова «Гимн России».

Звук в формате MP3. Продолжительность 00:50 сек.

Правильный вариант: Вариант В.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Эта песня рассказывает о любви к Родине, о гордости за Отечество.

Вариант задания 2.

Текст вопроса:

Выберите из списка исполнителей лишнее слово.

  1. Пианист.
  2. Певец.
  3. Композитор.
  4. Танцор.

Название файла с аудио к вопросу: нет.

Правильные варианты:

3.Композитор.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Подумайте, все ли из перечисленных людей – исполнители?

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6