Литературное чтение. 3 класс

Урок 12. А.С. Пушкин «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...» и другие

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 12.А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...»,

«Уж небо   осенью дышало...» и др.

Перечень вопросов, изучаемых на уроке

  1. Как отличить лирическое произведение от прозаического произведения;
  2. Биография А.С. Пушкина;
  3. Приемы художественной выразительности на примере творчества А.С. Пушкина.

Тезаурус

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Ключевые слова

Лирическое стихотворение; прозаическое стихотворение; отличительные особенности стихотворного текста; средства художественной выразительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

На уроке мы узнаем название нового раздела, познакомимся с биографией и творчеством А.С.Пушкина.

Научимся работать с учебником, использовать его для составления сообщений; называть отличительные особенности стихотворного текста; объяснять значение некоторых слов с опорой на тест или, пользуясь словарём в учебнике и толковым словарём; находить средства художественной выразительности в лирических текстах

Сможем спрогнозировать свою работу.

Основное содержание урока

1.Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.Чаще всего для воплощения лирического произведения используется поэтическая строфа, т.е. стихотворный текст.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Второе – прозаическое произведение.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки.

Лирическое произведение от прозаического отличается, прежде всего, тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности.

Обобщаем данные в сравнительную таблицу:

Лирическое

произведение

Прозаическое произведение

Ритм. Рифма.

Деление текста на строфы

Деление текста на абзацы

Передача личных переживаний, чувств автора

Передача сюжета, вызвать представление о предметах и событиях

Используются средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение, эпитеты)

Слово несёт эмоциональную окраску

Слово сдержанное

2. А.С. Пушкин известен как автор лирических и прозаических произведений.

А. С. Пушкин (1799—1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года (по старому стилю 26 мая) в Москве, в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения. В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквах шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни, России. Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове.

С раннего возраста Пушкин воспитывался в литературной среде. Отец его был ценителем французской литературы, имел большую библиотеку. Дядя был поэтом.

Стихи Саша начал сочинять, когда был ещё совсем маленьким. Его первое стихотворение было написано по-французски. Когда мальчику исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке Марии Алексеевне в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразило воображение будущего поэта.

Общение с бабушкой Марией Алексеевной, с няней Ариной Родионовной, с дядькой Никитой Козловым подарило много впечатлений юному Пушкину. Именно бабушка учила писать его по-русски. Няня и дядя рассказывали сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь. Пройдут годы и некоторые из них он запишет в стихах.

Отец и дядя решили определить Александра в Царскосельский Лицей, где он и начал учиться в 1811 году.

После окончания Лицея Пушкин не возвратился в Москву, в 1817 году он переехал в Петербург и был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он общался в светском обществе, в литературном окружении, посещал балы, театры. В 1820 году он закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение.

В 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку на Кавказ. Во время этой ссылки им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».

В 1830 году Пушкин посватался к Н. Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.

15 мая 1831 года Пушкин женился и переехал в Петербург.

Затруднения возникли вновь, когда Пушкин вынужден был общаться в придворных кругах, невежество которого он не мог принять. 9 февраля 1837 года Пушкин на дуэли с Дантесом был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке.

За свою короткую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело – довёл до высочайшего совершенства русский литературный язык и заложил твёрдые основы всей классической русской художественной литературы, создав ряд величайших произведений в области поэзии и художественной прозы.

3. Выделим средства художественной выразительности, выражающие чувства автора в этом стихотворении.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Например, весна - краса природы

Эпитет – образное, художественное определение. Например, знойное лето

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Например, лето пройдёт, осень несёт.

Самостоятельно выразительно прочитайте отрывки из поэмы «Евгений Онегин».

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие понятия имеют отношение к стихотворному тексту, а какие - к прозаическому. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы

Стихотворение

Проза

Карточки со словами-понятиями:

Ритм

Рифма

Абзац

Сдержанное слово

Строфа

Правильный ответ:

Стихотворение

Проза

Ритм

Рифма

Строфа

Абзац

Сдержанное слово

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока

1 вариант

1. Автор поэм «Евгений Онегин» и «Цыганы»?

2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк.

4. Какой приём выразил А.С, Пушкин в словах: весна – краса природы?

5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Цыганы» и «Евгений Онегин», изучаемых на этом уроке?

2 вариант

1. Автор поэм «Евгений Онегин» и «Цыганы»?

2. Чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

3. Как называется созвучие концов стихотворных строк.

4. Какой приём выразил А.С, Пушкин в словах: скучная пора?

5. Какое время года описывал Пушкин в отрывках поэмы «Цыганы» и «Евгений Онегин», изучаемых на этом уроке?

Ответ

1 вариант

1. Пушкин;

2. Ритм;

3. Рифма;

4. Сравнение;

5. Осень.

2 вариант

1. Пушкин;

2. Ритм;

3. Рифма;

4. Эпитет;

5. Осень.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6