Литературное чтение. 3 класс

Урок 27. И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 27. И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

Перечень основных вопросов:

  1. Средства художественной выразительности
  2. Определение значения в художественной речи средств выразительности.
  3. Биография и творчество И. А. Бунина

Цель:

  • познакомиться со средствами художественной выразительности.

Задачи:

  • находить средства художественной выразительности;
  • создавать словесную картину.

Тезаурус:

Лирическое произведение – это произведение, в котором автор выражает своё душевное состояние, свои мысли о мире и человеке, открывает свой внутренний мир.

Стихотворный текст – небольшое поэтическое произведение с ритмом и рифмой.

Ритм – это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

Прозаическое произведение – это художественный текст, написанный без рифмы.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Метафора - употребление слова в переносном значении.

Звукопись - это художественный приём,

заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые

имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Синонимы – слова, близкие по значению.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М.: «Просвещение», 2013.

А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001.

Мы узнаем о значении в художественной речи средств выразительности

Научимся находить средства художественной выразительности.

Сможем создавать словесные картины.

Основное содержание урока

  1. Лирическое произведение от прозаического отличатся прежде всего тем, что оно звучит ритмично. Поэтическое слово более насыщенно и несёт большую эмоциональную нагрузку. В прозе предмет описывается чётко, а в поэзии автор рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, используя средства выразительности: сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, звукопись, синонимы и антонимы.
  2. Средства художественной выразительности используются в литературе для придания тексту особого смысла, красоты и глубины. Они помогают выразить отношение автора к предмету обсуждения, обратить внимание на самые выразительные черты предмета, события или явления.

Средства художественной выразительности классифицируют на фонетические, лексические и языковые.

Русскую поэзию невозможно представить, если исключить употребление языковых средств. Понаблюдаем, какие языковые средства использует И.А. Бунин.

  1. Первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе И. А. Бунин. Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 октября 1870 года. Детство Бунина прошло в Орловской губернии неподалёку от города Елец среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина получено дома. В 1881 году молодой поэт поступил в Елецкую гимназию, но не окончил её. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орёл, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность.

Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытом небом» и «Листопад».

Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений». Писатель в 1909 году становится почётным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнёсся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

В иммиграции в Париже в своей квартире Иван Алексеевич активно продолжает заниматься литературной деятельностью.

Проанализируем творчество И.А. Бунина. Произведение «Детство» было написано поэтом в 1895 году. В стихотворных строках поэт попытался передать всю гамму чувств, который испытывал раннее, будучи ребёнком, проживая в родовом поместье Орловской области. Именно те живописные места, окружавшие юношу с младенчества, привили в нём любовь к прекрасному, и бесконечное восхищение к русской природе.

Текст стихотворения можно разделить на три смысловые части. В первой части лирический герой описывает радость, которую он испытывает, оказавшись жарким летним днём в сосновом бору.

Для того, чтобы подчеркнуть красоту увиденного поэт использует метафору- солнечные палаты, создавая из леса образ сказочного дворца, сквозь крышу которого бьют яркие лучи солнца. Эпитет – сухим, смолистым ароматом передаёт читателю ощущения запахов леса.

Во второй части продолжается описание лесного дворца, подчёркивая его светлую наполненность. Автор использует сравнение – песок, как шёлк. В этой строфе лирический герой абсолютно беззаботен, он ребёнок, который ещё не сталкивался с жизненными трудностями, он мал и искренне радуется каждому дню.

В третьей части описывается дерево, которое противопоставляется маленькому ребёнку. Дерево огромное, морщинистое олицетворяет образ взрослого человека, проживающего долгую жизнь. Лирический герой вдыхает запах дерева, как бы вдыхая лето. Поэт использует метафору – пахнет зной и сухость лета. Также автор использует синонимы: блеск –свет.

Тема стихотворения – описание лета глазами детей.

Сосновый бор и любовь к природе отразил в своем произведении живописи «Утро в сосновом бору» Шишкин Иван Иванович.

В стихотворении «Полевые цветы» Иван Алексеевич Бунин затрагивает две темы – любовь к родной природе и смысл истинной красоты.

В начале стихотворения предстают перед читателем во всём своём блеске дорогие цветы. Это те, которые были выращены в теплицах. О них заботились люди. Им не знакомы ни ветер, ни дождь, ни другие неприятности. Вместе с тем, не касались их солнечные лучи, не видели многих красот.

И. Бунин через тему природы автор высказывает свое отношение к истинной красоте. Он очень трогательно рассказывает о скромности полевых цветов. Они росли на лоне природы и им знакомы все неприятности природы. Вместе с тем пережили они чудесные мгновения. Их взрастила сама весна. Весна в стихотворении олицетворяет красоту и дыхание жизни. Поэт одушевляет цветы: они видят, говорят.

Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги» было написано в 1905 году. Центральной темой является природа, её описание и призыв защищать, беречь от уничтожения. Читатель словно наяву видит благородного оленя, который неспешно, царственно идёт по ельнику, ищет себе пропитание. Природа мирная, спокойная и олень – единственный, кто нарушает её неподвижность.

А в третьем четверостишии всё меняется. В гармонию леса и зверя вмешивается человек. Олень вынужден срываться с места и скрываться в лесу, чтобы спасти свою жизнь. Бунин описывает это с помощью метафоры: он красоту от смерти уносил.

В стихотворении прослеживается перемена настроения лирического героя. В начале стихотворения – спокойствие, во второй части – тревога, а в конце стихотворения – радость спасения оленя.

Следует заметить, что Бунин в стихотворении не обвиняет людей, человек отсутствует в произведении. Но благодаря своему таланту поэт вызывает сочувствие у читателя и заставляет задумываться о развлечениях, которые разрушают красоту природы. Данное стихотворение выражает восхищение писателя русской природой и предупреждает о необходимости её сохранения.

И. А. Бунин использует при описании природы следующие эпитеты: густой ельник, пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога, размеренный след.

В живописи красоту елового леса описывает в своём произведении живописи «В еловом лесу» И. И. Шишкин.

Родная природа занимает в творчестве Бунина совершенно особое место. И в прозаических, и в стихотворных произведениях Иван Бунин обращается к красотам родной природы.

Поэт, музыкант, журналист Юрий Фёдорович Трифонов говорил: «Проза Бунина не столько проза поэта, сколько проза художника – в ней чересчур много живописи».

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Расположите на ленте времени части стихотворения.

Лента времени.

Части стихотворения:

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Правильный ответ:

Части располагаются в последовательности:

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выделите соответствие термина и определения одним цветом.

Сравнение

это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Синонимы

Слова, близкие по значению

Метафора

слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Ритм

употребление слов в переносном значении.

Олицетворение

перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

2 вариант

Текст вопроса: Выдели соответствие термина и определения одним цветом.

Метафора

перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Антонимы

слова, противоположные по значению

Эпитет

употребление слов в переносном значении.

Олицетворение

образное определение

Рифма

созвучие концов стихотворных строк.

Ответ

1 вариант

Сравнение

это чередование в стихотворной речи однородных звуковых элементов.

Синонимы

Слова, близкие по значению

Метафора

слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Ритм

употребление слов в переносном значении.

Олицетворение

перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые

2 вариант

Метафора

перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Антонимы

слова, противоположные по значению

Эпитет

употребление слов в переносном значении.

Олицетворение

образное определение

Рифма

созвучие концов стихотворных строк.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6