Литературное чтение. 3 класс

Урок 2. Русские народные песни

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 2. Русские народные песни

 

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Устное народное творчество.
  2. Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

 

Глоссарий по теме

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение.

Фольклор – устное народное творчество.

Потешка - песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь;

Закличка - песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы;

Колыбельная песня - песня, исполняемая при укачивании ребенка;

Шуточная песня- веселая юмористическая песня, как правило, исполняется в быстром темпе под гармонь, балалайку или вовсе без музыкального сопровождения.

 

Ключевые слова

Устное народное творчество. Фольклор. Русские народные песни. Заклички. Потешки. Колыбельные, лирические, шуточные народные песни.

 

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил.   с.14-17

2.Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.    с. 16-17

3.Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

4.Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей в 14т.- М: АСТ – 1996., Т.3 С.166,380,430, Т.5 С. 150.

 

На уроке  мы узнаем,  о новых жанрах устного народного творчества;

Научимся  прогнозировать содержание раздела, 

различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов в песне, выразительно читать песни.

Сможем познакомиться с разными видами народных песен.

 

Основное содержание урока

  1. Русские народные песни – жанр устного народного творчества. Устного – потому что они не записывались, а передавались от человека к человеку – «из уст в уста», народного – потому что каждый человек мог вносить что-то своё в текст или изменять мелодию, у этих песен нет одного автора, их сочинил народ.

Устное народное творчество имеет ещё одно название  - «фольклор», в переводе с английского языка – «народная мудрость».

Песенки-заклички относят к малым жанрам фольклора. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму произведения.к ним относятся также колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, пословицы, считалки, скороговорки, загадки.

Большими жанрами фольклора называют сказки, былины, песни, романсы, частушки, народные драмы

  1. С давних пор песня сопровождает людей в разные моменты жизни, от рождения до глубокой старости. Люди пели на работе, на празднике, стараясь развлечь малышей или убаюкивая их перед сном.

Вот проснулась Алёнушка, умывается, а матушка припевает песенку-потешку: (звучит песня)

«Водичка-водичка,

Умой Алёнушке личико!

Чтоб глазоньки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!»

Захотели дети выйти на улицу погулять, а там дождик идет. Вот и поют они песню солнышку: (звучит песня)

«Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!»

В России зима долгая. Никак весна не наступает. Вот люди и придумывают песенку- закликают весну:(звучит песня) «Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными»

Такие песенки, в которых люди обращались к силам природы назывались «закличками»

А вот девушка сидит, грустит, тоскует о чем-то и поёт лирическую песню (звучит песня)

«Из-за лесу, лесу тёмного,

Из-за гор ли, гор высоких,

Летит стадо лебединое,

А другое – гусиное.

Отставала лебёдушка

Что от стада лебединого,

Приставала лебёдушка

Как ко стаду ко серым гусям.

Начали её гуси щипати,

А лебёдушка кликати:

– Не щиплите, гуси серые,

Не сама я к вам залетела,

Занесло меня погодою,

Что великою невзгодою».

 

А вот друзья собрались повеселиться. Здесь звучат веселые шуточные песни: (звучит песня).

 «Скок-поскок!

Молодой дроздок

По водичку пошёл,

Молодичку нашёл.

Молодиченька

Невеличенька -

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенёк,

Простояла весь денёк».

 

Наступил вечер, баюкает матушка сыночка, поет колыбельную: (звучит песня).

«Бай, бай, люли, люли,

Прилетели гули, гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Мишу усыплять.

Спи, спи, почивай,

Глаз своих не открывай».

Вы услышали разные песни: лирические, шуточные, колыбельные, песни-заклички. Русские народные песни бережно сохраняются в народной памяти и передаются от поколения к поколению. Благодаря им мы многое узнаем о жизни и обычаях русского народа.

 

Разбор типового тренировочного задания

 Текст вопроса: Впишите в текст  пропущенные слова из песенки-заклички.

 Жаворонки, жавороночки,

 Прилетите к нам.

 Принесите нам_______тёплое,

 Унесите от нас _____________холодную.

 

 Правильный ответ:

Жаворонки, жавороночки,

 Прилетите к нам.

 Принесите нам лето тёплое,

 Унесите от нас  зиму  холодную.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса.

Образуйте пары отрывков из песенок одного вида (потешки, колыбельные, заклички и т.д.)

1 вариант

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке

Радуга-дуга, Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

2 вариант

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: "Баю-баю!"

А конец: "Баю-баю!"

Это — ложка, Это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой.

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки — всё хватать-хватать.

Ответ.

1 вариант

  1. Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Радуга-дуга, Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

2.Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

2 вариант

  1. Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: "Баю-баю!"

А конец: "Баю-баю!"

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой.

2.Это — ложка, Это — чашка.

 В чашке — гречневая кашка.

 Ложка в чашке побывала —

 Кашки гречневой не стало!

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки — всё хватать-хватать.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6