Литературное чтение. 3 класс

Урок 11. И.3. Суриков «Детство», «Зима»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 11.И.З. Суриков «Детство», «Зима».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Труд и отдых крестьянских детей.
  2. Биография И.З. Сурикова.
  3. Творчество И.З. Сурикова. Стихи «Детство» и «Зима».

Тезаурус

Издревле на Руси зимой нечего было делать. Поэтому наиболее очевидным способом отдыха крестьяне предпочитали зимние забавы. Играли в снежки, строили крепости и обороняли их, катались на санях, на коньках, на лыжах, играли в клюшки с деревянным мячом, лепили снежную бабу.

Иван Захарович Суриков – талантливый поэт. Как только Иван освоил грамоту, он начал «поглощать» книги. Больше всего его привлекли стихи. Это событие и послужило поводом изучить теорию стихосложения и начать свой творческий путь. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжёлое положение народа.

Стихотворения «Детство» и «Зима» автобиографичные. Автор вспоминает все радостные события детства. У него были огорчения, но всё уже в прошлом. Автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой. Ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

Ключевые слова

Иллюстрации, произведение живописи, произведение литературы, ритм, рифмующиеся слова, средства выразительности, интонация.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.

Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013

Детская энциклопедия, т. 7, изд. Академия пед. наук, стр, 572

Ожидаемые результаты

На уроке мы узнаем, как трудились и отдыхали крестьянские дети.

Сможем поразмышлять, отличаются ли зимние забавы крестьянских детей от современных.

Научимся находить средства выразительности в стихотворном тексте.

Основное содержание урока

1. Пришла пора отправиться на машине времени на 100 лет назад и посмотреть, как жили крестьянские дети раньше, как трудились и как отдыхали.

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовал бы современных подростков. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

В семь лет мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю, бороновали.

 С 13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте.

Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились.

Девочки воспитывались будущими хозяйками. Поэтому они полностью помогали маме по хозяйству. Они и помогали готовить еду, кормили скотину, ухаживали за младшими братьями и сестрами, а также заботились о пожилых членах семьи.

Издревле на Руси зимой нечего было делать. Вечерами читали сказки, занимались рукоделием. Поэтому наиболее очевидным способом отдыха крестьяне предпочитали зимние забавы. Играли в снежки, строили крепости и обороняли их, катались на санях, на коньках, на лыжах, играли в клюшки с деревянным мячом, лепили снежную бабу. Можно заметить, что современные дети также, как и 100 лет назад предпочитают зимой кататься на лыжах, на санках, также лепят снеговиков.

Конечно, прогресс не стоит на месте. Появились снегокаты, снегоходы, сноуборды, горные лыжи. Мальчишки уже играют не в клюшки с деревянным шаром, а в хоккей с шайбой. Современные зимние забавы делают жизнь детей, как и раньше счастливой и разнообразной.

2. О зимних забавах крестьянских детей в своих произведениях писал И.З. Суриков.

Иван Захарович Суриков – талантливый поэт. Родился в деревне Новосёлово Ярославской губернии в 1841 году. Отец мальчика жил в Москве и работал продавцом. В 8 лет мальчику после смерти мамы пришлось переехать в город к отцу и много работать. Но будущий поэт всё время вспоминал спокойный, мирный, простой уклад и красоту деревенских окрестностей. Как только Иван освоил грамоту, он начал «поглощать» книги. Больше всего его привлекли стихи. Это событие и послужило поводом изучить теорию стихосложения и начать свой творческий путь. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам   П.И Чайковский. Поэт умер в 1880 году и был похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

3. Стихотворение «Детство» автобиографичное. Автор вспоминает все радостные события детства. У него были огорчения, но всё уже в прошлом. Автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.

Жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Всё случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой. Ребята очень тяжело их переживают, но потом всё проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.

В стихотворении «Зима» описываются зимние изменения в природе. С приходом зимы природа засыпает, все одевается в белые наряды. Дни становятся короче, солнце светит мало. Дети играют в снежки, катаются на санках. Взрослые утепляют жилища. Наступают спокойные вечера для рукоделия, песен, чтения сказок и бесед в кругу семьи.

Поэт для создания образов использует следующие приёмы выразительности: сравнение, олицетворение, эпитеты.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: определите, какие предметы имеют отношение к забавам крестьянских детей, а какие - к современным. Перенесите карточки со словами в соответствующие столбцы.

Зимние забавы крестьянских детей

Зимние забавы современных

детей

Карточки со словами-понятиями:

Игра в клюшки

Снегокат

Катание на санях

Хоккей

Правильный ответ:

Зимние забавы крестьянских детей

Зимние забавы современных

детей

Игра в клюшки

Катания на санях

Хоккей

Снегокат

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока

1 вариант

1. На чём катались крестьянские дети зимой?

2. Фамилия человека, который написал стихи «Детство» и «Зима».

3. Современная игра с клюшкой.

4. Как называется время года, которое описывает Суриков в стихотворениях, изучаемых на этом уроке?

2 вариант

1. На чём катались крестьянские дети зимой?

2. Фамилия человека, который написал стихи «Детство» и «Зима»

3. Современная игра с клюшкой.

4. Как называется стихотворение, в котором мальчик во сне мечтал стать Иван-царевичем?

5. Один из приёмов выразительности.

Ответ

1 вариант

1. санки;

2. Суриков;

3. хоккей;

4. зима;

5. сравнение.

2 вариант

1. санки;

2. Суриков;

3. хоккей;

4. Детство;

5. эпитет.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6