Литературное чтение. 3 класс

Урок 49. Обобщающий урок по теме «Люби живое»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 49. Обобщающий урок по теме «Люби живое»

Цель:

обобщить знания по теме «Люби живое».

Задачи:

формировать ценностное отношения к природному миру;

научиться систематизировать и обобщать материал.

На уроке

мы узнаем:

о жизни животных, их повадках, об отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»;

мы научимся:

понимать смысл произведений и сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор;

мы сможем:

систематизировать свои знания о произведениях писателей.

Необходимо запомнить

Рассказы о природе знакомят нас с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года. Небольшие зарисовки каждого времени года передают настроение природы в небольших произведениях, написанных творцами русской прозы. Многие писатели в своих произведениях освещают тему природы и животных.

Тезаурус

Тема –объект художественного отражения.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи,раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненнымявлениям; последовательность.

Главная мысль, или идея, произведения - это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

Художественный текст - это текст, написанный человеком и показывающий его отношение к тому или иному явлению либо к окружающему миру.

Научно-познавательный текст –это текст, содержащий научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных и т. п

Родина- 1.Личностное восприятие „своего" пространства, противопоставленное „чужому" месту, чужбине;2.В значении «отечество, отчизна» выражает пространство общее, принадлежащее всему народу, живущему на этой территории.

Природа- 1. Окружающий нас материальный мир, все существующее, не созданное деятельностью человека;2. Совокупность естественных условий или какая-либо часть их на Земле (рельеф, растительный и животный мир, климатические условия и т. п.)

Ключевые слова

Сюжет, тема,главная мысль, герои, автор, художественный текст,научно-познавательный текст, Родина, природа.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.51-58

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.С.29-32

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М.: Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На урокемы узнаеможизни животных, их повадках, об отношенияхмежду людьми и «братьяминашими меньшими».

Научимсяпонимать смысл произведений и сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с тем, что рассказывает автор.

Сможем систематизировать свои знания о произведениях писателей.

Основноесодержаниеурока

(видео Картины русской природы)

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

Прочитай статью Николая Сладкова «Они и мы». Эта статья поможетпонять главную мысль изученного раздела. Читай внимательно, ведь потом тебе нужно будет ответить на вопросы.

«Странные существа – в шерсти, в перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на Земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах, полях, кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

Задание

- Что связывает нас с братьями нашими меньшими, по мнению Николая Сладкова? (Жизнь.)

- Как автор называет их? (Наши соседи и земляки.)

- Какое главное правило при общении с природой предложил нам Николай Сладков? («Не навреди!»)

Ученики третьего класса Аня и Володяотправляются на прогулку в парк.

Там наши герои могут повторить основные понятия, изученные на уроках раздела.

А: Все произведенияраздела «Люби живое» объединяет общая мысль – любовь и бережное отношение к природе и животным.Авторы учат своих читателей замечать красоту окружающего мира, ценить ее и оберегать. Ведь природа – это такая же неотъемлемая часть планеты, как и мы.

В:Писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу,другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных.

А: Писатель- мудрец, он учит внимательно вглядываться в мир природы, задумываться о судьбе зверя и птицы, дерева и травы, открывать неразрывную связь всего сущего на земле.

В:

В разделе "Люби живое" представлены произведения писателей - рассказы и сказки - о животных (домашних и лесных зверях и птицах), о природе.

Борис СтепановичЖитков был большим другом животных, прекрасно их понимал и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

ВиталийВалентинович Бианки часами мог наблюдать за природой. А потом обо всем, что увидел, рассказывал ребятам в книжках, помогая проникнуть в чудесные тайны природы. Герои книжек Бианки – это не только животные, птицы, и насекомые, но и их друзья – ребята. Рассказы Виталия Бианки об окружающем мире настолько интересны, что от них невозможно оторваться. «По следам», «Рассказы об охоте» и многие другие читаются на одном дыхании.

С 1928 года начат выпуск «Лесной газеты на каждый год» — настоящей энциклопедии, в которой описывается жизнь лесных обитателей и самого леса.

Но не только рассказы писал для детей Виталий Бианки. Не менее интересны сказки Виталия Бианки. Наблюдая за повадками животных и птиц, подмечая различные нюансы, писатель затем переносил все это на бумагу и получались замечательные сказки – «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Оранжевое горлышко», «Чьи это ноги?», «Хвосты» и много других. Произведения этого автора заставляют юных читателей думать, по-другому посмотреть на окружающий мир, делают детей добрее и ответственнее.

Даже краткая биография Белова Василия Ивановича не может обойти его произведения, написанные для детей. Они стали широко известными и неоднократно издавались. Василий Иванович – автор «Рассказов о всякой живности», куда вошли забавные истории и сказки о животных, в том числе про злющую собачонку Мальку. Темой этих произведений Василия Белова становится призыв к сохранению забывающихся народных традиций. Большое значение Василий Белов придавал тому, как поступают промышленники с природными богатствами. Он связывал их небрежность по отношению к природе с разрушением образа жизни в целом и нравственности в том числе.

Писателя Михаила Михайловича Пришвина именовали «певцом русской сотрудника природы». Он был влюблен в природу, восхищался ее величием и красотой, изучал повадки лесных зверей и умел увлекательно и очень по-доброму писать об этом. Он часто путешествовал, искал места, где можно философствовать и глубоко познать тайны многих народов мира, все это он использовал потом в своих книгах. Он любил размышлять о жизни, о своем предназначении в этом мире. Также Пришвин писал детские сказки и рассказы о животных.

В качестве литературного газеты Виктор Петрович Астафьев пишет более сотни корреспонденции, статей, очерков, свыше двух десятков рассказов, из которых и составляет две первые книги -«До будущей весны» и «Огоньки». Виктор Астафьев за это время издает две книги для детей («Васюткино озеро» и «Дядя Кузя, куры, лиса и кот»). Печатает очерки и рассказы, которые встретили положительный отклик. Именно эти годы и надо считать началом профессиональной писательской деятельности Астафьева.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений для детей. «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др.

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов — русский писатель, который написал много рассказов о природе, птицах и зверях. И это не удивительно, потому что его отец был управляющим лесными угодьями. Мальчик рано узнал лес, полюбил его. В юности он обучался сельскому хозяйству, что также пополнило знания о нашей Земле. Но поняв, что ему нравится литература, отправился работать матросом на кораблях. Он побывал в разных странах, ходил в экспедиции на север нашей страны. Писателю удалось пережить две войны: Первую мировую и Вторую мировую. Во время первой, он летал на бомбардировщике. Во вторую, остался в тылу и работал корреспондентом газеты. Свою первую сказку «Соль земли» Соколов-Микитов написал в возрасте 18 лет.

Имя некогда знаменитого циркового артиста, дрессировщика, учёного-зоопсихолога Владимира Леонидовича Дурова знакомо не столь уж многим родителям, не говоря уже о детях. А между тем его яркая жизнь, разнообразная профессиональная деятельность, незаурядные человеческие качества, смелая борьба с несправедливостью силой искусства заставят любого из нас воскликнуть: «Вот это человек!». Моя жизнь вся целиком прошла бок о бок с животными. Горе и радость делил я с ними пополам, и привязанность зверей вознаграждала меня за все человеческие несправедливости… Я видел, как богачи высасывают все соки из бедняков, как богатые, сильные люди держат более слабых и тёмных братьев в рабстве и мешают им сознавать свои права и силу. И тогда я, при помощи моих зверьков, в балаганах, цирках и театрах говорил о великой человеческой несправедливости…» (В.Л. Дуров)

Виктор Юзефович Драгунский - советский писатель, автор многочисленных детских рассказов. В юности он успел сменить и освоить огромное количество различных профессий, которые были далеки от литературного творчества. За это знакомыми был прозван «человек-оркестр», настолько многогранной была его личность. В 1960 была издана целая серия книг «Денискины рассказы», которая разошлась огромными тиражами. Главным героем рассказов был мальчик Дениска Кораблёв и его друг Мишка Слонов. Дениска – не случайно выдуманное имя, герой был назван в честь родного сына писателя.

Именно с этими веселыми и добрыми рассказами стали ассоциировать имя автора, Драгунский приобрел широкую известность.

Задание «Узнай автора»:

Давай, с помощью фрагментов из биографий писателей назовём их фамилии.

1. Его воспитывал крёстный, так как родители рано умерли. Учился в военной гимназии, но не закончил её. Когда подрос, он убежал из дома и поступил в балаган к циркачу Ринальдо. В 1912 году открыл уголок зверей, который позднее стал Театром зверей.

(Дуров Владимир Леонидович)

2. Он с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Писатель совершил 4 путешествия на Север. Первая его книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц»

(Михаил Михайлович Пришвин)

3. Он был человеком разносторонних знаний и профессий: ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером, штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, морским офицером, преподавателем физики и черчения. Писал только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. У него и праздник был свой, особенный, - день весеннего равноденствия (21 марта). К «празднику» выпекался специальный пирог, а гости должны были непременно приходить в белом.

(Борис Степанович Житков)

4. Родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц). Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: он поступает в университет на естественное отделение. Его «Лесная газета на каждый год» — своеобразная энциклопедия жизни леса и его обитателей.

(Виталий Валентинович Бианки)

5. В школе он вместе с ребятами издавал «Заячью газету». Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь: семнадцати лет ушёл в море учеником матроса, в первую мировую войну служил в санитарном отряде, а затем стал лётчиком. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался – наговаривал свои произведения на диктофон.

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов)

6. Он родился в Красноярском крае, что на реке Енисей. В семь лет мальчик потерял мать. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна, которой он впоследствии посвятит книгу «Последний поклон».

(Виктор Петрович Астафьев)

Появляются изображения – портреты писателей.

А: Средипроизведений могут быть, как вымышленные, так и реальные события. Некоторые авторы описывают свои детские воспоминания. Возможно, что писатели используют собственные наблюдения, истории из жизни, просто несколько приукрашают, чтобы нам было интереснее читать.

В: А ты помнишь, чем отличаются художественные тексты от научно - познавательных?

А: Художественные рассказысоздают писатели. В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью художественного слова, образности, поэтических средств выразительности.

Научно - познавательный рассказсодержит научные сведения и факты о каком-то явлении природы, животных.Внём нет сюжета, художественной выразительности и эмоциональной окраски.

ТВ 1

Текст вопроса:Распредели тексты, которые ты прочитал в этом разделенахудожественные и научно – познавательные.

Художественное произведение

Научно-познавательный рассказ

Правильный вариант:

Художественное произведение

Научно-познавательный рассказ

«Про обезьянку»

«Капалуха»

«Малька»

«Мышонок Пик»

«Он живой и светится»

«Листопадничек»

М.М. Пришвин «Моя Родина»

ТВ 2

Текст задания: Установи соответствие.Составь из слов названия произведений

Наша

Мышонок

Моя

Про

Малька

Пик

провинилась

обезьянку

Жучка

Родина

Правильный вариант:

Наша

Жучка

Мышонок

Пик

Моя

Родина

Про

обезьянку

Малька

провинилась

ТВ 3

Текст вопроса: Эти рассказы поведали нам о жизни животных.Выберите из списка правильный ответы.

1. «Мышонок Пик»

2. «Моя Родина»

3. «Капалуха»

4. «Листопадничек»

5. «Малька провинилась»

6. «Он живой и светится»

7. «Наша Жучка»

Правильный вариант:

1. «Листопадничек»

2. «Малька провинилась»

3. «Мышонок Пик»

4. «Наша Жучка»

ТВ 4

Текст вопроса:

Разгадай кроссворд и запиши полученное слово по вертикали.

1. Как звали мышонка в рассказе В.В. Бианки?

2. На чём путешествовал мышонок Пик?

3. Кто написал рассказ про обезьянку?

4. Какое лекарство давали обезьянке Яшке?

5. Кто приютил зайчонка Листопадничка?

6. Кто злейший враг бобров?

7. Как в Сибири называют глухарку?

Правильный вариант:

1. Пик; 2. Корабль;3. Житков; 4. Касторка; 5. Бобры; 6. Выдра; 7. Капалуха.

Полученное слово – природа.

ТВ 5

А:Наша речь становится богатой, красивой и разнообразной, если в ней присутствуют фразеологические обороты - это устойчивые сочетания слов.

Текст вопроса:

Соединить фразеологические обороты с совпадающими по значению словами. С какими из них мы встречались во время чтения произведений этого раздела, подчеркни их.

В час по чайной ложке_______до конца

Кожа да кости ______________хорошо

От корки до корки____________мало

Как рыба в воде ______________близко

Рукой подать ________________худой

Раз, два - и обчёлся ___________ быстро

Сломя голову ______________ много

Куры не клюют ____________ до конца

Правильный вариант:

Кожа да кости-худой

От корки до корки- до конца

Как рыба в воде -хорошо

Рукой подать-близко

Раз, два - и обчёлся -мало

Сломя голову -быстро

Куры не клюют -много

В час по чайной ложке - медленно

ТВ 6

Текст вопроса: Определипо цитатам из произведений, о каком герое идет речь? Кто автор произведения и как оно называется?

Название файла с изображением к вопросу:

1. "Знаешь, что посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира". "Оставайтесь здесь"- сказал он своим братьям. - А я один побегу за журавлями в теплые страны".

2. " Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка

3. "Всё ест, всё давай. Сладкое любит, конфеты - беда. Дорвётся - непременно обожрётся".

4. Оставайтесь здесь"- сказал он своим братьям. - А я один побегу за журавлями в теплые страны".

5. "Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, не смотря ни на какие опасности бегает кормить своего сынка".

Правильный вариант:

1. "Знаешь, что посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира". "Оставайтесь здесь"- сказал он своим братьям. - А я один побегу за журавлями в теплые страны". /Мышонок Пик, В. Бианки. «Мышонок Пик»

2. " Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка . / Светлячок, В.Д. Драгунский, «Он живой и светится»

3. "Всё ест, всё давай. Сладкое любит, конфеты - беда. Дорвётся - непременно обожрётся"./Обезьянка Яшка, Б.С. Житков, «Про обезьянку»

4. Оставайтесь здесь"- сказал он своим братьям.- А я один побегу за журавлями в теплые страны". /Листопадничек,И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

5. "Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую де-ревню, не смотря ни на какие опасности бегает кормить своего сынка". /Малька, Василий Белов«Малька провинилась»

ТВ 7

Текст вопроса:Признакомстве с произведениямиэтого раздела намвстретились несколько непонятных слов овин, гомон, аршин, давеча. Эти слова устаревшие. Онине употребляются в современной речи.

Найди в предложениях устаревшие слова, пользуясь толковым словарём, определи значения этих слов.

1. Долго я стоял и смотрел на ветрило.

2. Этот человек был необыкновенно красив собой, одет вдорогой кафтан…

3. Его чело обрамляли длинные кудрявые волосы

Правильный вариант:

1. Долго я стоял и смотрел на ветрило.

(Ветрило -парус)

2. Этот человек был необыкновенно красив собой, одет вдорогой кафтан…

(Кафтан – русская старинная долгополая верхняя одежда)

3. Его чело обрамляли длинные кудрявые волосы

(Чело - лоб)

ТВ 8

Текст вопроса:Восстанови последовательность событий, описанных в произведении И. Соколов-Микитов. Листопадничек

  • Птицы летят в теплые края.
  • Наступила весна, и пришло наводнение.
  • Я прискакал к бобрам.
  • Бобры предложили мне пожить с ними.
  • Я согласился и перезимовал с ними в теплой хатке, помогая нянчить бобрят.
  • У лестных жителей идет подготовка к зиме.
  • Мама родила меня, моих братьев и сестер.
  • Мне пришлось научиться плавать.
  • Я вернулся к родным
  • Я решил улететь на юг вместе с журавлиной стаей.

Правильный вариант:

1)Мама родила меня, моих братьев и сестер.

2)Птицы летят в теплые края.

3)У лестных жителей идет подготовка к зиме.

4)Я решил улететь на юг вместе с журавлиной стаей.

5)Я прискакал к бобрам.

6)Бобры предложили мне пожить с ними.

7)Я согласился и перезимовал с ними в теплой хатке, помогая нянчить бобрят.

8)Наступила весна, и пришло наводнение.

9)Мне пришлось научиться плавать.

10)Я вернулся к родным.

ТВ 9

Текст вопроса: Узнай по иллюстрации название произведения и его автора.

Правильный вариант:

1. В. Бианки. Мышонок Пик

2. В. Астафьев. Капалуха

3. В.Дуров. Наша Жучка

4. В. Драгунский. Он живой и светится

ТВ 10

Текст вопроса: Подчеркните пословицы, которыеподходят

кпроизведениям Белова о Мальке.

  1. Невелика мышка, да зубок остёр.
  2. Материнская ласка конца не знает.
  3. Терпенье и труд - всё перетрут.
  4. По платью встречают, по уму провожают.
  5. Всякой матери своё дитя мило.
  6. Птица рада весне, а младенец — матери.

Правильный вариант:

1.Невелика мышка, да зубок остёр.

2.Материнская ласка конца не знает.

3.Терпенье и труд - всё перетрут.

4.По платью встречают, по уму провожают.

5.Всякой матери своё дитя мило.

6.Птица рада весне, а младенец — матери.

ТВ 11

Текст вопроса: Выделите цветом глаголы, которые передают поведение главного героя.

…Учитель у нас был строгий, и я чистенько написал страницу. Промокать не хотелось, чтобы не испортить. Оставил сохнуть. Прихожу и вижу: сидит Яшка на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему письму…»(Б. Житков «Про обезьянку)

Правильный вариант:

…Учитель у нас был строгий, и я чистенько написал страницу. Промокать не хотелось, чтобы не испортить. Оставил сохнуть. Прихожу и вижу: сидитЯшка на тетради, макает пальчик в чернильницу, ворчит и выводит чернильные вавилоны по моему письму…»

ТВ 12

Текст вопроса: Вставьте слова на месте пропусков в предложениях представленного фрагмента текста.

(Остался, спрятался) Листопадничек в бобровой хатке. Испугались, проснулись),бобрятки, пищат, (пообедали, проголодались). Целую охапку ивовых мягких веток (взял, притащил) для них из кладовой Листопадничек. Очень (обрадовались, опечалились) бобрятки, стали (грызть,глодать) ивовые ветки — быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять (кричат,пищат), есть (не хотят, просят). Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. (Любят, соблюдают) бобры чистоту и порядок.

Правильный вариант:

Остался, Листопадничек в бобровой хатке. Проснулись бобрятки, пищат, проголодались. Целую охапку ивовых мягких веток притащил для них из кладовой Листопадничек. Очень обрадовались бобрятки, стали глодать ивовые ветки — быстро-быстро. Зубы у бобров острые, только щепки летят. Обглодали, опять пищат, есть просят. Намучился Листопадничек, таская из кладовой тяжёлые ветки. Поздно вернулись бобры, стали прибирать свою хатку. Любят бобры чистоту и порядок.

ТВ 13

Текст вопроса: Подчеркните верный ответ.

  1. Кому принадлежат слова «А человеку нужна родина. И охранять

природу – значит охранять Родину»?

а) В. И. Белову;

б) И. С. Соколову­Микитову;

в) М. М. Пришвину;

г) В. В. Бианки.

2. Что означает слово «листопаднички»?

а) Это когда падают листья.

б) Когда с деревьев падают золотые листья.

в) Это птицы, которые улетают на юг.

г) Так охотники называют осенних зайчат.

3. Какой из рассказов написал Б. Житков?

а) «Он живой и светится»;

б) «Наша Жучка»;

в) «Капалуха»;

г) «Про обезьянку».

4. Капалуха – это кто?

а) ворона;

б) сорока;

в) глухарка;

г) куница.

5. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»?

а) Кривоногая;

б) шельма;

в) батявка;

г) бесстыдница.

Правильный вариант:

  1. Кому принадлежат слова «А человеку нужна родина. И охранять

природу – значит охранять Родину»?

а) В. И. Белову;

б) И. С. Соколову­Микитову;

в) М. М. Пришвину;

г) В. В. Бианки.

2. Что означает слово «листопаднички»?

а) Это когда падают листья.

б) Когда с деревьев падают золотые листья.

в) Это птицы, которые улетают на юг.

г) Так охотники называют осенних зайчат.

3. Какой из рассказов написал Б. Житков?

а) «Он живой и светится»;

б) «Наша Жучка»;

в) «Капалуха»;

г) «Про обезьянку».

4. Капалуха – это кто?

а) ворона;

б) сорока;

в) глухарка;

г) куница.

5. Как, ругаясь, Лидия называла Мальку в рассказе В. И. Белова «Малька провинилась»?

а) Кривоногая;

б) шельма;

в) батявка;

г) бесстыдница.

ТВ 14

Текст вопроса: Выдели цветом только верные утверждения

1. Обезьянку мальчику отдал одноклассник.

2. Папа рассердился на Яшку за то, что тот качался на занавесках.

3. Помирился Яшка с папой из-за конфет.

4. Рыжего пса звали Каштан.

5. Раз на дворе Яшка наелся сахару так, что еле-еле его отходили.

6. А касторка ему так понравилась, что он стал орать, чтоб ему еще дали.

Правильный вариант:

1. Обезьянку мальчику отдал одноклассник.

2. Папа рассердился на Яшку за то, что тот качался на занавесках.

3. Помирился Яшка с папой из-за конфет.

4. Рыжего пса звали Каштан.

5. Раз на дворе Яшка наелся сахару так, что еле-еле его отходили.

6. А касторка ему так понравилась, что он стал орать, чтоб ему еще дали.

ТВ 15

Текст вопроса: Вставь слова на месте пропусков, которые автор использовал в рассказе. Укажите название рассказа и автора.

Наладили ______, посадили _______в долбленое _______и пустили по течению. Ветер подхватил_______ и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую _____ и не шевелился.

_______махали ему руками с берега.

В это время их _______ домой. Они еще видели, как легкий ________ на всех парусах исчез за поворотом _____.

Правильный вариант:

Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.

Ребята махали ему руками с берега.

В это время их кликнули домой. Они еще видели, как легкий кораблик на всех парусах исчез за поворотом реки.

Слова – ответы: Парус, мышонка, судёнышко, кораблик, кору, ребята, кликнули, кораблик, реки.

ИЭ 1

Краткое описание элемента: интерактивный проект Синквейн о природе».

Текст задания:

Создайте синквейн (нерифмованное пятистишие)о природе, пользуясь шаблоном. Сохраните и распечатайте свой синквейн.

Одно слово или словосочетание –существительное, отражающее главную идею.

Два слова –прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

Три слова – глаголы, обозначающие действия предмета, относящиеся к теме.

Предложение – фраза, которая показывает отношение автора к теме.

Слово или несколько слов, связанных с первым. Ассоциация с первым словом.

ИЭ 2

Текст задания: Выберите фрагмент понравившегося вам рассказа из раздела «Люби живое», который вы хотели бы проиллюстрировать. Создайте рисунок на бумаге или в любой программе для рисования. Сохраните его как изображение. Добавьте описание сцены, изображенной на вашем рисунке. Вы можете сохранить и распечатать свой проект.

Тема проекта: Иллюстрация к произведению из раздела «Люби живое» (по выбору).

В заключениевспомним слова Михаила Михайловича Пришвина:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6