Литературное чтение. 3 класс

Урок 44. В.В. Бианки «Мышонок Пик» Часть 1

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 44. В.В. Бианки «Мышонок Пик». Часть 1

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Сказки о животных, их особенности, нравственное содержание;
  2. Литературная (авторская) сказка «Мышонок Пик».

Тезаурус

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Животным в этих сказках присущи человеческие черты и слабости. При помощи нелепой ситуации или остроумной шутки высмеивались пороки людей: глупость, жестокость, лесть, лицемерие и др.

В каждой сказке о животных есть мораль. Мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, о добре и зле.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Ключевые слова

Устное народное творчество. Литературная (авторская) сказка. Зачин. Концовка. Мораль.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., - 223с.:ил. С.73-82

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012

3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013

На уроке

мы узнаем:

о жанре устного народного творчества – авторской сказке о животных;

научимся:

характеризовать героев сказки; определять последовательность событий, составлять план;

сможем:

рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Цель:

познакомиться с авторской сказкой «Мышонок Пик».

Задачи:

научиться характеризовать героев сказки;

научиться пересказывать сказку (1 и 2 части).

Основное содержание урока

1.Продолжим знакомство со сказками.

Сказка – жанр устного народного творчества. Появились они очень давно. Родители, рассказывая детям сказки, учили их обычаям своего народа, что такое добро и зло, как правильно поступать в разных ситуациях.

Сказки бывают народные и авторские: бытовые, волшебные, о животных.

2. Сегодня мы познакомимся с особенностями авторской сказки о животных на примере сказки В. Бианки «Мышонок Пик»».

Главные герои сказки "Мышонок Пик": Мышонок Пик, очень решительный и самостоятельный мышонок, который смог выжить во враждебном ему мире, всему научился сам и пережил ужасные приключения; мальчик (очень не любил мышей); сестра, очень жалостливая, сразу полюбила мышонка и очень за него переживала.

На данном уроке узнаем, что дети ловят мышонка и отправляют его в плаванье на маленьком кораблике, Пик терпит кораблекрушение и чуть не тонет.

Пик попадает на остров.

Авторская сказка – это жанр фольклора, в ней с героями являются животные, которые наделены человеческими качествами.

Признаки авторской сказки:

1) зачин;

2) животные наделены человеческими качествами

3) концовка.

Для пересказа сказки нужно уметь выделять в ней основные события и учитывать её особенности.

(Сказка «Мышонок Пик» учит не сгибаться перед жизненными трудностями, учит быть смелыми и настойчивыми, учит находчивости. Эта сказка учит всегда верить в свои силы.

Главная мысль сказки:

Даже если ты очень мал, если у тебя смелое сердце и сильная воля, то тебе не страшны никакие опасности.) Это, наверное, нужно вставить во второй урок?

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса: Восстановите последовательность событий.

  1. Корабль перевернулся.
  2. Дети посадили мышонка в долблённое судёнышко.
  3. Мальчик нашёл мышонка.
  4. Со дна реки поднялась щука.
  5. Пика заметили чайки.
  6. Мышонок спасся.

Перескажите по плану.

Ответ:

  1. Мальчик нашёл мышонка.
  2. Дети посадили мышонка в долблёное судёнышко.
  3. Пика заметили чайки.
  4. Со дна реки поднялась щука.
  5. Корабль перевернулся.
  6. Мышонок спасся.

Разбор типового контрольного задания

Выбор одного ответа.

1 вариант

Текст вопроса: Кто является автором сказки «Мышонок Пик»?

  1. К. Чуковский
  2. М. Пришвин
  3. В. Бианки
  4. А. Пушкин

Ответ: В. Бианки

2 вариант

Текст вопроса: Сказка «Мышонок Пик» является:

  1. бытовая
  2. народная
  3. авторская
  4. волшебная

Ответ: авторская

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6