Литературное чтение. 3 класс

Урок 48. В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 48. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Цель:

научиться работать с текстом.

Задачи:

находить в тексте ответы на вопросы;

характеризовать персонажей по их поступкам и действиям.

На уроке

мы узнаем:

кто такой светлячок;

мы научимся:

работать с текстом;

мы сможем:

характеризовать героев.

Необходимо запомнить

Виктор Юзефович Драгунский писал фельетоны, пародии, веселые сценки, песни. А с его Дениской Кораблевым дети познакомились впервые в 1959 г. И с тех пор за Виктором Драгунским прочно закрепилось звание детского писателя.

Некоторые из случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Он сам сейчас пишет книги.

Тезаурус

Рассказ – малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение.

Диалог - литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми.

Ключевые слова

Рассказ, диалог, характеристика героев.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем кто такой светлячок.

Научимся работать с текстом.

Сможем характеризовать героев

Основное содержание урока

Знакомство с произведением В. Драгунского   происходит в ходе просмотра видео, в котором диктор, читая рассказ, дает комментарии по его содержанию.

Виктор Юзефович Драгунский «Он живой и светится». Рассказ входит в сборник рассказов В. Драгунского «Денискины рассказы». Автор пишет от имени мальчика лет 5-6, Дениски. Ведь о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо.

Текст рассказа.

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы всё ещё не было...

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались тёмные облака - они были похожи на бородатых стариков...

Мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.

Комментарий.

Автор не случайно так описывает состояние мальчика. Читая о его переживаниях, мы понимаем, как скучал и очень переживал Дениска, как ему было тоскливо, неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Но, несмотря ни на что, Дениска старается найти объяснение тому, что мама задерживается.

Текст рассказа.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- Здорово!

И я сказал:

- Здорово!

Мишка сел рядом и взял в руки самосвал.

- Ого! - сказал Мишка. - Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Её можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

- Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом.

Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало ещё темнее. Я смотрел на ворота, чтоб не пропустить, когда придёт мама. Но она всё не шла. Видно, встретила тётю Розу, и они стоят и разговаривают и даже не думают про меня. Я лёг на песок.

Тут Мишка говорит:

- Не дашь самосвал?

Я говорю:

- Отвяжись, Мишка!

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса.

Я говорю:

- Сравнил Барбадос с самосвалом...

А Мишка:

- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

- Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

- Ты его заклеишь.

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

Комментарий.

Диалог мальчиков позволяет нам сравнить их поступки и характеры:

Дениска – маленький и грустный. Ему одиноко, холодно и голодно. Он любит свою маму и терпеливо ждет ее, глядя на ворота. Не хочет расставаться с самосвалом, ведь его подарил ему папа перед отъездом.

Мишка – не замечающий состояния Дениски, видя перед собой только новую игрушку и любым путем старающийся завладеть ею. Получив отказ, продолжает выпрашивать ее, еще и показывая свою обиду.

Текст рассказа.

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою добрость! На! И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял её в руки.

- Ты открой её, - сказал Мишка, - тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зелёный огонёк, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звёздочка, и в то же время я сам держал её сейчас в руках.

- Что это, Мишка, - сказал я шёпотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай.

Комментарий.

Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.

Дениска, в отличии от Мишки, видит не жука со светящимся брюшком, а маленькое чудо – крошечную звездочку.

Текст рассказа.

- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звёздочку, я её домой возьму...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой.

А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как быстро стучит моё сердце и чуть-чуть колет в носу, как будто хочется плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

Комментарий.

Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки. Свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. Светлячок вызвал чувство заботы. Принес тепло и свет, то, что человек чувствует от взаимоотношений с мамой и тем самым отвлек Дениску от чувства одиночества.

Текст рассказа.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

- Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

- Я, мама, променял его. Мама сказала:

- Интересно! А на что?

Я ответил:

- На светлячка! Вот он, в коробочке живёт. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоём смотреть на бледно-зелёную звёздочку.

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но всё-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

Комментарий.

Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится! И мама поняла сына. Она не стала ругать его, за то, что он поменял дорогую игрушку на крошечного жука, потому что поняла, насколько ценен для ее ребенка маленький живой светлячок по сравнению с покупной игрушкой.

А возможна ли дружба между Дениской и Мишкой?

Кто-то скажет: «Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки».

О другой читатель скажет: «Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде».

- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? Конечно, да. Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым и воспитанным человеком.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса. Найдите 4 слова по их значению.

1. Сыр из овечьего молока.

2-3. Государства в Америке, здесь: марки, выпущенные этими государствами.

4. Смотреть сосредоточенно, неотрывно.

Правильный ответ.

Разбор типового контрольного задания

1 вариант

Текст вопроса: Выберите из списка ответы на вопрос:

Чему может научить Дениска Мишку?

Элементы выпадающего списка:

- вежливости и доброте

- любить животных

- играть с машинками, увлечься техникой

- коллекционировать марки

2 вариант

Текст вопроса: Выберите из списка ответы на вопрос:

Чему может научить Мишка Дениску?

Элементы выпадающего списка:

- вежливости и доброте

- любить животных

- играть с машинками, увлечься техникой

- коллекционировать марки

Правильный ответ:

1 вариант

- вежливости и доброте

- любить животных

- играть с машинками, увлечься техникой

2 вариант

- играть с машинками, увлечься техникой

- коллекционировать марки

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6