Литературное чтение. 3 класс

Урок 59. Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 59. Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Учащиеся проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в виде игры.

Проверка умения узнавать знакомое произведение по отрывку из него; знание писателей-авторов прочитанных в разделе произведений; умение работать с пословицами, отражающими смысл произведения; понимание того, что главная мысль произведения может быть отражена в названии рассказа.

Тезаурус по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту

И другие по разделу

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; метафора; рифма. Художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

И другие по разделу

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 - 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Литературное чтение. 3 класс 2 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://znayka.pro/uchebniki/3-klass/literaturnoe-chtenie-3-klass-2-chast-uchebnik-v-2-ch-klimanova-l-f-goretskij-v-g-shkola-rossii/ свободный. — Загл. с экрана.
  5. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана.
  6. Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей https://learningapps.org/ [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: свободный
  7. Образовательные тесты https://testedu.ru/ [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: свободный
  8. Электронные ресурсы с предыдущих уроков данного раздела

Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в виде игры

Обучающийся научится:

— осуществлять информационный поиск на основе предложенных в рамках образовательного ресурса РЭШ материалов: текстов, иллюстраций, учебных материалов видео-уроков, энциклопедиях, справочниках, учебных пособиях, и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи (самостоятельно составлять интерактивные задания);

— сравнивать и сопоставлять иллюстративный материал, представленный в РЭШ;

— осуществлять выбор нужного объекта из предложенных вариантов;

— расширять кругозор с помощью дополнительной информации по теме урока, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт;

Обучающийся получит возможность научиться:

— быстрой навигации в рамках РЭШ по разделам электронного ресурса при помощи интерактивного оглавления; совершать переходы к нужной информации.

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;

— критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе представленную в видео-уроках образовательного ресурса РЭШ, с разных позиций.

— владеть приёмами анализа прочитанных произведений, умения строить высказывание; давать характеристику героям произведения.

Сможем

Основное содержание урока

Обобщение и повторение изученного материала по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» происходит в ходе диалога и интерактивной игры вымышленных персонажей – Ани и Володи.

А: Володя, мне мама вчера купила новую игру. Давай поиграем?!

В: А что нужно делать в этой игре?

А: Ну что ты! Всё просто, как и в любой другой игре: необходимо пройти до конца, выполнив все задания. Правда мама сказала, что нам пригодятся знания по произведениям таких писателей и поэтов как Б. В. Шергина, А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова.

В: Прекрасно, мы как раз на уроках литературного чтения в школе проходили произведения этих авторов. Доставай свою игру – будем играть.

Дети подходят к ПК, и на экране появляется название игры: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

Например:

А: Что бы это значило? Похоже это пословица.

В: Совершенно верно. Это значит, что большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь - так все и сделал. Как со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается.

А: Понятно. Давай посмотрим дальше.

На экране появляется заставка (как в игре «Баба Яга учится читать» или попроще):

https://i.ytimg.com/vi/86awAGtUiHQ/maxresdefault.jpg (самый удобный вид)

Появляется помощник, например, мышка (как в игре «Баба Яга учится читать» или любой другой персонаж на усмотрение веб-дизайнера), и знакомит ребят с интерфейсом игры:

П: Нажмешь сюда, попадешь…. (по списку, на усмотрение веб-дизайнера)

7

6

5

4

3

1

2

Где расположение кнопок (на усмотрение веб-дизайнера):

1. Помощница – озвучивает вопрос задания

2. Справочный материал по всему разделу

3. Толковый словарик слов по всему разделу

4. Игровое поле – выбор заданий

5. Подсказки на каждое задание

6. Выход/сохранение игры

7. Настройки экрана, звука, звукового сопровождения

8. Распечатать

9. Электронный учебник http://znayka.pro/uchebniki/3-klass/literaturnoe-chtenie-3-klass-2-chast-uchebnik-v-2-ch-klimanova-l-f-goretskij-v-g-shkola-rossii/

Или дизайн попроще (на кнопках названия конкурсов, например):

Примеры заданий:

«Исправь ошибки». (если ребёнок не справился, ему дается возможность вернуться и попробовать ещё раз сделать это задание)

Исправьте ошибки в названиях произведений.

  • Цветок в вазе («Цветок на земле».)
  • Великолепные путешественники («Великие путешественники».)
  • Федина проблема («Федина задача».)
  • Волшебные слова («Золотые слова».)
  • Закадычный друг (Друг детства)
  • Собирай по грибочку – наберешь кузовок. (Собирай по ягодке – наберешь кузовок.)
  • Вторая мама (Еще мама)
  • Телевизор – (Телефон)

Объясните значение выражений (выбрать из списка)

Объясните значение выражений из произведений раздела.

Карточка 1. Буквально пикнуть не дают. (Перебивают.)

Карточка 2. Заведет туда, куда Макар телят не гнал. (Неизвестно куда, далеко.)

Карточка 3. Комар носа не подточит. (Очень хорошо, правильно.)

Карточка 4. Сидеть как на иголках. (Выражать нетерпение.)

Карточка 5. Есть за двоих. (С аппетитом.)

Карточка 6. Работать тяп-ляп. (Плохо.)

«Дерево знаний» Задание с открытым ответом.

– Из чего, образно выражаясь, была сделана бабушка Вани в рассказе Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»? (Из песен сделана, из пословиц сложена.)

– Назовите главных героев рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле» (Мальчик Афоня и дедушка Тит.)

– Что прельщало Лелю и Митю, героев рассказа М. Зощенко «Золотые слова», когда они сидели за столом с взрослыми? (Вкусная еда.)

– Герой этого рассказа хотел узнать у своего дедушки «про все». (Афоня из рассказа Андрея Платонова «Цветок на земле».)

– О чем же самом главном узнал Афоня от деда? («Цветок… он мертвую… землю обращает в живое тело, и пахнет от него самым чистым воздухом. Вот это и есть самое главное дело на земле, вот… откуда все берется. Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь…»)

– Назовите главных действующих лиц произведений М. М. Зощенко. (Леля и Минька.)

– С какими золотыми правилами вы познакомились благодаря этому писателю?

(Поступать в зависимости от обстоятельств и сложившейся обстановки, прежде чем что-то сделать, как следует подумать, всегда говорить правду.)

– Читать рассказы этого писателя легко и весело. Но помимо того, что они заставляют детей весело смеяться, они учат задумываться над своим поведением, работать над своим характером. Кто этот писатель? (Н. Н. Носов.)

– Какие рассказы Н. Н. Носова, кроме тех, что мы читали на уроках, вы знаете и любите?

– Как Артем из рассказа А. П. Платонова «Еще мама» поранил ногу? (Его укусил гусь, а он решил, что это орел.)

– Что дал Митя Степке, герой рассказа М. Зощенко «Великие путешественники», чтобы тот взял его в путешествие? (Перочинный ножик.)

– Сколько денег взяли с собой путешественники из рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»? (Три рубля.)

– На покупку каких продуктов нужны были деньги путешественникам? (Семечек

и конфет.)

– Что делал Степка, герой рассказа М. Зощенко «Великие путешественники», чтобы не сбиться с пути? (Протягивал ноги в том направлении, в каком надо идти.)

Автор, название произведения выражений (выбрать из списка)

Карточка 1. «Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева любая вещь кажется богато украшенной». (Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

Карточка 2. «Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы отсюда еще было далеко». (А. П. Платонов. «Еще мама».)

Карточка 3. «Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие». (М. М. Зощенко. «Великие путешественники».)

Карточка 4. «Потом он посмотрел на часы-ходики, как они идут. Часы шли долго и скучно: тик-так, тик-так, будто они баюкали деда, а сами тоже уморились и хотели уснуть». (А. П. Платонов. «Цветок на земле».)

Карточка 5. «Но тут глаза его стали круглые от удивления. Он ахнул, подпрыгнул на своем стуле, открыл рот и, схватив салфетку, стал кашлять и плеваться. (М. М. Зощенко. «Золотые слова».)

Собери кузовок по образцу

Соберите пословицу, узнайте по ней загаданный мною рассказ.

Карточка 1. А, не, плотник, топор, тешет. (Не топор тешет, а плотник. Рассказ Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

Карточка 2. Не, дурная, голова, дает, ногам, покоя. (Дурная голова ногам покоя не дает, Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники».)

Карточка 3. Ветер, куда, и его, несет, туда, дует. (Куда ветер дует, туда и его несет. Рассказ Н. Н. Носова «Телефон».)

Карточка 4. Хорошо, все, кончается, хорошо, что. (Все хорошо, что хорошо кончается. Рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники».)

Карточка 5. Мастера, не, работа, любит, незалежливого, а. (Работа любит не мастера, а незалежливого. Рассказ Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».)

Карточка 6. Воду, на, возят, сердитых. (На сердитых воду возят. Рассказ М. М. Зощенко «Золотые слова».)

Собери кузовок по образцу https://learningapps.org/2890386

В волшебном мешке находятся предметы ,которые так или иначе связаны с прочитанными произведениями. Вынимаем предмет и отгадываем, из какого они произведения.

1.Пульт от телевизора- « Федина задача»- Феде.

2. Часы, песок–« Цветок на земле».

3. Чашка – «Золотые слова».

4. Тетрадь – «Еще мама».

5. Увеличительное стекло – «Великие путешественники».

6. Телефон – «Телефон».

7. Отвертка - «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

8. Плюшевый мишка - «Друг детства».

Работа с пословицами, например https://learningapps.org/2525031 или https://learningapps.org/1222211

Работа с литературными понятиями, например https://learningapps.org/2794562

Герои книг Н.Носова например https://learningapps.org/2673199

Н.Носов сравнительная характеристика https://learningapps.org/2525029

Вставь пропущенные слова https://learningapps.org/2075745 или https://learningapps.org/1949488

Восстанови последовательность смысловых частей рассказа https://learningapps.org/1505066

На одном из образовательных ресурсов https://testedu.ru или https://learningapps.org составить свой продукт на выбор учащегося (необходима инструкция по работе с ресурсом в справочном материале)

Тест по произведениям раздела «Собирай по ягодке – наберешь кузовок!»

Или https://testedu.ru/test/literatura/3-klass/sobiraj-po-yagodke-naberyosh-kuzovok.html

Выберите верный ответ.

1. Из какого произведения эти предметы: кисти, краски, деревянные дощечки?

а) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

б) А. П. Платонов «Цветок на земле».

в) А. П. Платонов «Еще мама».

г) М. М. Зощенко «Золотые слова».

2. Из какого произведения эти предметы: стакан с ложкой?

а) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

б) А. П. Платонов «Цветок на земле».

в) А. П. Платонов «Еще мама».

г) М. М. Зощенко «Золотые слова».

3. Из какого произведения эти предметы: гребешок, цветок?

а) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

б) А. П. Платонов «Цветок на земле».

в) А. П. Платонов «Еще мама».

г) М. М. Зощенко «Золотые слова».

4. Из какого произведения эти предметы: хлеб, фонарь, увеличительное стекло?

а) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

б) М. М. Зощенко «Золотые слова».

в) М. М. Зощенко «Великие путешественники».

г) Н. Н. Носов «Федина задача».

5. Из какого произведения эти предметы: учебник математики, радио?

а) Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

б) М. М. Зощенко «Золотые слова».

в) М. М. Зощенко «Великие путешественники».

г) Н. Н. Носов «Федина задача».

6. Из какого произведения эти предметы: игрушечный телефон?

а) Н. Н. Носов «Телефон».

б) М. М. Зощенко «Золотые слова».

в) М. М. Зощенко «Великие путешественники».

г) Н. Н. Носов «Федина задача».

7. Какого героя нет в рассказах Н. Н. Носова?

а) Федя.

б) Мишка.

в) Гриша.

8. Что не упоминалось в задаче из рассказа Н. Н. Носова «Федина задача»?

а) Рожь.

б) Пшеница.

в) Мука.

9. Кто не родственник в рассказе М. М. Зощенко «Великие путешественники»?

а) Степка.

б) Леля.

в) Минька.

10. Какое слово не синоним остальных слов?

а) Тараторить.

б) Болтать.

в) Путать.

Кроссворд по произведениям Н.Носова https://learningapps.org/3108763 или

КРОССВОРД ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Н. Н. НОСОВА
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ», «НЕЗНАЙКА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ»*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

По горизонтали:

2. Ты его встретишь, если совершись подряд три хороших поступка. (Волшебник.) 5. Имя коротышки, который очень любил воду с сиропом. (Сахарин.) 6. Милиционер из Солнечного города, попавший в больницу. (Свистулькин.) 9. Подружка Незнайки, которая любит сказки. (Кнопочка.) 13. Прибор, который позволяет узнать, что говорят без вас. (Бормотограф.) 20. Он придумал сказочную страну коротышек. (Носов.) 21. Там герои искали коротышку, превращенного в осла. (Зоопарк.) 23. Название города, в котором живут только малыши. (Змеевка.) 25. Она по ночам мучила Незнайку в Солнечном городе. (Совесть.) 26. Любимое лекарство доктора из Цветочного города. (Йод.) 27. Она любит возиться с прическами и платьями. (Малышка.) 28. Он придумал машину с 8 колесами. (Шурупчик.) 29. Одна из чудо-машин, которая ходит по полю кругами. (Циркулина.)

По вертикали:

1. Он водил путешественников на экскурсию по полям. (Калачик.) 2. Они творили беспорядки в Солнечном городе. (Ветрогоны.) 3. Его превратили в осла. (Листик.) 4. И, став ослом, он попал именно туда. (Цирк.) 7. Фамилия коротышки, который очень любил воду с сиропом. (Сиропчик.) 8. Этот праздник устроили в честь путешественников на шаре. (Бал.) 10. Имя доктора, который летел на воздушном шаре. (Пилюлькин.) 11. Название человечка, у которого рост с небольшой огурец. (Коротышка.) 12. Название улицы, на которой живут 16 друзей коротышек. (Колокольчиков.) 14. Из него малышки добывали сладкий сок. (Арбуз.) 15. Подружка коротышки, которого превратили в ослика. (Буковка.) 16. Этой малышке Незнайка пишет письма. (Синеглазка.) 17. У этого шахматного автомата выиграл Незнайка в шахматы. (Барбосик.) 18. Имя коротышки, который всегда торопится. (Торопыжка.) 19. Лучший друг Незнайки. (Гунька.) 22. Она отобрала волшебную палочку у Незнайки. (Обезьяна.) 24. Любимое лекарство Медуницы. (Мед.)

КРОССВОРД ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Э. Н. УСПЕНСКОГО

«ДЯДЯ ФЕДОР, ПЕС И КОТ»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

По горизонтали:

1. Растение, которое может заставить корову петь песни. (Хмель.)

3. Ученый, который носил носки разного цвета. (Курляндский.)

7. Один из самых известных героев Э. Успенского. (Чебурашка.)

12. Они необходимы для получения посылки. (Документы.)

13. Что значит МИТя? (Трактор.)

16. Такое имя выбрал жребий для бычка. (Чайник.)

18. Всем известный крокодил. (Гена.)

19. Журнал, который любил читать дядя Федор. (Мурзилка.)

20. Профессор, который изучал язык животных. (Семин.)

21. Имя галчонка. (Хватайка.)

По вертикали:

2. Подходящее имя для коровы. (Мурка.)

4. Им должно быть наполнено все (даже аквариум и умывальник). (Молоко.)

5. Его не хватало дяде Федору для счастья. (Велосипед.)

6. Пес, который умеет говорить. (Шарик.)

8. Имя мамы дяди Федора. (Римма.)

9. Он точно знает, как надо правильно есть бутерброд. (Кот.)

10. Имя, которое придумал для бычка дядя Федор. (Гаврюша.)

11. Матроскин – это… (Фамилия.)

14. Он сконструировал МИТю. (Тяпкин.)

15. Его не хватало охотничьему псу для счастья. (Ружье.)

17. Ее не хватало Матроскину для счастья. (Корова.)

Когда все задания пройдены, появляется помощник, например, мышка (как в игре «Баба Яга учится читать» или любой другой персонаж на усмотрение веб-дизайнера) и говорит:

П: Получите от меня подарок – это кузовок с произведениями авторов из изученного раздела, которые не вошли в учебную программу.

На экране появляются обложки сборников произведений и свиток о списком дополнительной литературы авторов: Б. В. Шергина, А. П. Платонова, М. М. Зощенко, Н. Н. Носова. ( свиток можно распечатать)

П: Говорят, что будущее юного человека во многом зависит от того, какие книги он прочитал в детстве, с какими литературными героями подружился. Если ребёнок с детства дружит с книгами, то он станет Человеком с заглавной буквы – отважным, жизнерадостным, беззаветно любящим нашу Родину! Спасибо за работу. Всего доброго!

А: Какая увлекательная получилась игра!!!

В: И у нас теперь есть список произведений, которые мы можем прочитать и узнать много нового и интересного.

А: Ну что, побежали в библиотеку?

В: Конечно.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6