Литературное чтение. 3 класс

Урок 51. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 51. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»

Цель:

расширить представление о творчестве Агнии Барто.

Задачи:

выразительно читать стихотворения;

находить в произведениях средства художественной выразительности.

Необходимо запомнить

Агния Львовна Барто – русская детская поэтесса 20 века. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности. Стихи А. Л. Барто сближают взрослых и детей, помогая им в общении.

Тезаурус

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Юмор – это безобидный, добродушный смех над героями или событиями.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; рифма; юмор.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина, М. В. Литературное чтение 3 класс. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций [Текст] / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2012. – С. 74
  2. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2 [Текст] /Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223с.:ил. – С.112-115
  3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. / М.: Мир и Образование ОНИКС-ЛИТ, 2012. – с.1376. – С. 971

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем сочинить собственное стихотворение.

Основное содержание урока

Знакомство с произведениями А. Л. Барто происходит в ходе диалога вымышленных персонажей Даши и библиотекаря, Светланы Александровны.

Б: Даша, я хотела бы тебя познакомить со стихотворением А.Л. Барто «Разлука.

Д: Светлана Александровна, что такое разлука?

Б: Словарь С.И. Ожегова, дает несколько определений: Разлука: 1) О друзьях, близких: расстаться, разлучиться, удалиться друг от друга; 2) Жизнь в дали от того, кто близок, дорог.

Б: -Даша, как ты думаешь, о чем наше стихотворение?

Д: Это значит, что кто-то с кем-то расстался.

Б: Даша, мы можем сделать вывод, что, скорее всего речь пойдет о чем-то грустном. Эти же эмоции мы видим на картине Корзухина Алексея Ивановича «Разлука».

Давай почитаем.

«Всё я делаю для мамы:

Для неё играю гаммы

Для неё хожу к врачу,

Математику учу»

Б: Гамма – как вы понимаете значение этого слова?

Д: Гамма – последовательность музыкальных звуков, выстроенных в восходящем или нисходящем направлениях.

Б: Командировка – как ты понимаешь значение этого слова?

Д: Командировка – служебное задание, обычно связанное с выездом куда-либо; поездка с целью выполнения такого задания, поручения.

Б: В первом четверостишии автор обращает наше внимание на то, что герой произведения делает всё выше перечисленное не для себя, не для кого – то другого, а для мамы.

Б: В сознании читателя сразу появляется образ ребенка, любящего свою маму, который не хочет огорчать и расстраивать её.

Б: Следующая часть: 

«Для неё я мою руки,

Ем какие-то морковки…

Только мы теперь в разлуке

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке».

Д: Что такое Прилуки?

Б: Это город, который находится на Украине в Черниговской области.

Б: Автор использует местоимение какие – то, тем самым показывает нам, что герою безразличны все эти дела, ему скучно, неинтересно.

Д: Мы впервые в произведении сталкиваемся со словом разлука?

Б: Но мы видим, что ребенок не испытывает грусти, скорее даже облегчение, ведь пока мамы нет, можно не заниматься теми делами, которые он выполняет исключительно для мамы.

Б: Давайте продолжим читать стихотворение.

«Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы»

 Б: Герой как бы говорит, что теперь он сам может выбирать, что ему делать.

Б: читаем дальше.

 «Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе…».

Б: В прямом или в переносном значении употребляется выражение «В глазах пошли полоски»?

Д: В этом четверостишии мальчик вспоминает о маме и нотки грусти слышатся в его словах.

Б: В следующем четверостишие появляется новый герой – отец мальчика:

 «У отца в руках газета,

Только он витает где- то

Говорит: - Потерпим малость,

Десять дней еще осталось…». 

Д: Что такое «витает»?

Б:. Витать - предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности.

Б: Даша как понимаешь выражение «потерпим малость»?

Д: Потерпим малость – немного, чуть – чуть.

Б: Последнее четверостишие: 

«И наверно, по привычке

Или может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем - то мою руки»,

Д: Мы видим, что мальчик делает не для мамы, а для себя, хоть и не осознает этого.

Б: Заключительные строчки:

 «И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы».

Д: Мы понимаем, почему автор дала этому произведению именно такое название.

Б: Герою грустно без мамы, сейчас он действительно скучает о ней, и ждет, скорей бы мама вернулась.

Б: Даша, как мы можем поработать над текстом, чтобы наше настроение и настроение героя улучшилось?

Д: Придумать другое окончание стихотворения или написать письмо мальчику.

Б: Второе стихотворение Агнии Львовны Барто называется «В театре».

Д: На иллюстрациях в учебнике - девочки, балерина. Я думаю, это стихотворение о том, как девочки ходили в театр.

Б: Пора проверить свои догадки. Давай читать и рассуждать.

Чтение первого четверостишия.

«Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.»

Д: Что такое балет?

Б: Балет – вид музыкально-театрального искусства, представляющий собою сочетание танца, музыки и драматургии.

Б: Прочитаем следующий отрывок.

«Мы в театре сняли шубы,

Сняли тёплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла всё на свете!

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла,

Наконец-то я в театре!

Как я этого ждала!

Д: Что такое театр?

Б: Искусство изображения драматических произведений на сцене.

2.Помещение, где происходят такие представления.

Б: Прочитаем следующий отрывок.

«Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу – нету номерка».

Д: Что такое фея?

Б: Фея – волшебница.

Д: Что такое оркестр?

Б: Оркестр - группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах.

Б: Как понимаете выражение «Оркестр грянул»?

Д: Громко заиграл.

Б: Прочитаем следующий отрывок.

«Фея кружится на сцене –

Я на сцену не гляжу.

Обыскала все колени Номерка не нахожу!

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

 Всё сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в девятый ряд ползу.

Удивляются ребята:

- Кто там ползает внизу».

Д: Что такое бал?

Б: Бал – большой праздничный вечер с танцами.

Б: Прочитаем следующий отрывок.

«По сцене бабочка порхала –

Я не видала ничего:

Я номерок везде искала

И наконец нашла его.

 Но тут как раз зажёгся свет,

И все ушли из зала.

- Мне очень нравился балет, -

Ребятам я сказала.»

Б: Какое стихотворение веселое или грустное?

Д: Веселое, я бы сказала, что в нем есть что-то юмористическое.

Б: Автор хочет посоветовать девочкам: быть внимательнее. Поискать номерок можно было и в антракте, а спектакль уже не повторить…

Разбор типового тренировочного задания.

Текст вопроса: В тексте стихотворения Агнии Львовны Барто «В театре» выделите цветом слова, обозначающие чувства, которые испытывает героиня стихотворения, находясь в театре:

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет…

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Разбор типового контрольного задания

Правильный ответ:

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6