Литературное чтение. 3 класс

Урок 60. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 60. Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Анализ произведений Ю.И.Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели».

Тезаурус по теме

Юмор - понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора. Рассказывать о чем-н. с юмором. 2. В искусстве: изображение чего-н. в смешном, комическом виде. ( словарь Ожегова)

Периодическая печать – печатные издания, выпускаемые в определенные промежутки времени .

Ключевые слова

Юмор; периодическая печать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  3. Воронежский областной литературный музей им. И. С. Никитина [Электронный ресурс]. —2018. —Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем составить сценарий праздника

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями Ю.И. Ермолаева происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Маши и Коли.

М: Периодическая печать - как ты понимаешь данное выражение?

К: Наверное, это то, что выходит периодически, иногда.

М: Верно. Это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов, которые выходят через определенные промежутки времени. Например, один раз в месяц. Ежемесячный журнал. Небольшие произведения молодых поэтов и писателей чаще всего публикуются именно там.

К: Наши мамы и папы, бабушки и дедушки очень ждали выхода журнала. Именно там можно было прочитать интересные произведения для детей.

М: Я люблю читать юмористические произведения.

К: Что такое юмор?

М : Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Ю.Ермолаева.

К: Я не встречал книги этого автора. Ты не могла бы немного рассказать о нем?

М: Юрий Иванович Ермолаев родился в Москве в семье рабочего. По профессии актер. На радио прочитал свои первые рассказы. В 1960 году вышла его первая книга рассказов «Почему рассердились бумажные полоски». Автора полюбили за умение смеяться над своими героями.

К: А какое произведение мы прочитаем сегодня?

М: Мы сегодня познакомимся с рассказом Ю. Ермолаева «Проговорился».

А) Сначала поработаем с «трудными» словами:

- тренировка - занятия с целью совершенствования какого либо умения;

- дрессировщица - опасная профессия артистки цирка;

- способная - обладающий способностью;

- предчувствуя восторженные похвалы - ожидание восторга

Б) Чтение текста учениками- почему так назван рассказ?

В) Самостоятельное чтение; ответы на вопросы:

-Чему учила девочка попугая?

-С каким настроением она шла в школу?

- Ожидание совпало с реальностью?

- Смогла ли Ира продемонстрировать способности дрессировщицы? Почему?

-О чем проговорился попугай?

Г) Работа в парах - перечитайте текст, проследите: как изменялась погода и настроение Иры.

Д) Чтение текста по ролям - стараться передать все интонации героев.

Е) Разбор тренировочного задания-работа в группах, совместное заполнение кроссворда; выделение главного слова (группа разгадывает одно слово)

а) Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская…. (дружба)

б) Качество человека, легкооткликающегося на чужие нужды; готовность помочь.

(отзывчивость) 

в) Чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. (любовь)

г)Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь( доверие)

д) столкновение, серьезное разногласие ( конфликт)

е) тоже самое, что и тепло ( теплота)

ж)заботливое отношение ( внимание)

Чтение главного слова на цветной флэшке- почему выделено это слово?

Ж) Выполнение контрольного задания – мой совет Ире.

Дорогая Ира!

Мне _________________, что у тебя испортилось настроение. В данной ситуации ______________ сама_. Постарайся посмотреть на себя со стороны. Тебе ____________

твое поведение. Будь_______________.

4. Ю. Ермолаев «Воспитатели»

Прочитайте название следующего произведения. Как вы думаете- о ком будет произведение?

Разбор типового тренировочного задания

Составьте пары

Текст вопроса: Образуй пары в соответствии с текстом стихотворения Ивана Саввича Никитина «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

В ненаглядной, белоснежные, ковыль, при мерцанье, скатерть, дорожки, в ярком, красе, румяном, белый, золоте, тучки.

Правильный ответ:

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Дополните текст стихотворения

Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова стихотворения

Ивана Саввича Никитина

1 вариант

Скоро ____________к тебе соберутся,

Сколько__________ понавьют, — посмотри!

Что за звуки, за ____________польются

День-деньской от _____________до зари!

Слова для вставки: гости, гнёзд, песни, зари.

2 вариант

Поутру вчера _____________

В стёкла ______________ стучал,

Над _________________туман

__________________вставал.

Слова для вставки: дождь, окон, землёю, облаками.

Ответ:

1 вариант

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, — посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари

2 вариант

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над землёю туман

Облаками вставал.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6