Цели урока: познакомить учащихся с современными взглядами на развитие жизни на Земле, с древними животными, населявшими нашу планету миллионы лет назад.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— этапы развития жизни на Земле

— основных представителей живой природы прошлого.

Учащиеся должны уметь:

— выявлять причины определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Оборудование: коллекции ископаемых, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний.

Деятельность учителя

Мы с вами живем в эпоху динозавров. Они окружают нас повсюду. В кино, в мультфильмах, на витринах магазинов игрушек. Динозавры, пожалуй, самые известные из когда либо живших на Земле ее обителей. Самые известные – но не единственные. В истории Земли было много самых разнообразных живых существ. Ученые считают, что возраст нашей планеты составляет около 5 млрд. лет. В начале своей истории Земля представляла собой раскаленное тело. Но постепенно планета стала остывать. Начался период дождей, который продолжался миллионы лет. В результате этого на Земле образовались моря и океаны.

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Деятельность учителя

Именно в океане возникли первые живые организмы, потому что в воде были для этого более благоприятные условия. Произошло это около 3,5 млрд. лет назад.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям.

Введение нового материала

Деятельность учителя

Но уже 500 млн. лет назад океаны населяли разнообразные водоросли, морские лилии, медузы. Особенно много было трилобитов. Трилобиты – дальние родственники раков. Были покрыты панцирем и достигали размеров от 2-3 см до 75. Обычно ползали у дна или плавали. А вот другие обитатели древних морей – двустворчатые и брюхоногие моллюски с успехом дожили до наших дней.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Деятельность учителя

Со временем в морях появились различные рыбы, в том числе гигантский до 10 метров в длину динихтис – гроза других морских обитателей.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков, обращают внимание на новую информацию.

Деятельность учителя

С течение времени условия, пригодные для жизни возникли и на суше. Именно тогда начался выход на сушу растений и животных. Около 350 млн. лет назад суша была покрыта гигантскими лесами, но в них вы не нашли бы знакомых нам растений. Так как леса эти были образованы гигантскими хвощами, плаунами и папоротниками. Отмирая, эти растения образовали залежи каменного угля, хорошо известного в наше время полезного ископаемого.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают.

Деятельность учителя

Животный мир каменноугольного периода был разнообразен. В лесах ползали многоножки, пауки, скорпионы, летали гигантские стрекозы. Размах крыльев некоторых стрекоз достигал 1 м! В лесах и болотах хорошо чувствовали себя древние стегоцефалы. Это первые земноводные, которые произошли от древних рыб. Они появились на Земле, потому что климат в то время на Земле был теплым и влажным, что является для них благоприятными условиями.

Деятельность учащихся

Делают записи в тетради.

Деятельность учителя

Постепенно климат на Земле стал более сухим и на смену  древним земноводным пришли пресмыкающиеся. Это были животные, тело которых было покрыто чешуями и они обладали сухой кожей. Наиболее известные из древних пресмыкающихся – динозавры. Обычно динозаврами называют всех пресмыкающихся. Однако это всего лишь одна из групп животных, которые жили на суше. Но при этом они наиболее известны. Динозавры – самые большие животные из когда либо населявших нашу планету. Достаточно сказать, что размеры такого гиганта, как диплодок достигали 27 метров, а масса – 10 тонн. Как же питались такие гиганты, где они находил такое огромное количество пищи? Следует сказать, что большинство динозавров были растительноядными, то есть. Вполне безобидными существами. Однако встречались и хищник. Наиболее известный из них – тираннозавр, высота которого достигала 12 м. а масса 6 тонн. Был хищником, но не брезговал и падалью. Пресмыкающиеся заселили не только наземную среду обитания, но также ввозную и воздушную. В морях царствовали ихтиозавры, форма тела которых напоминала современных дельфинов, а воздушную среду освоили птеродактили. Период царствования на Земле древних пресмыкающихся называют Юрским периодом. Это связано с тем, что их останки впервые были найдены на территории гор Юра во Франции. Возможно, вам знаком фильм «Мир Юрского периода», где очень реалистично показаны представители этой эпохи.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Ученые много спорят, что же явилось причиной вымирания динозавров. Кто-то считает, что это гигантский метеорит, кто-то придерживается точки зрения, что это похолодание климата, вызванное изменением наклона земной оси. Но как бы то ни было. А 65 млн. лет назад произошло массовое вымирание динозавров на всей территории Земли. В результате этого, они навсегда исчезли с ее лица.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Деятельность учителя

Похолодание на Земле привело не только к вымиранию древних пресмыкающихся. Оно позволило занять освободившиеся экологические ниши птицам и млекопитающим. Эти теплокровные животные до этого не могли конкурировать с гигантскими холоднокровными существами юрского периода. Основное отличие птиц и млекопитающих от пресмыкающихся заключается в том, что их температура тела постоянна и не зависит от температуры окружающей среды. Именно поэтому эти животные смогли освоить практически всю поверхность нашей планеты. Среди растений, господствующее положение на Земле заняли цветковые растения. Именно они составляют основу современных растительных сообществ.

Деятельность учащихся

Делают записи в тетради.

Деятельность учителя

Среди птиц и зверей прошлого было немало удивительных и неповторимых. Это двухметровая хищная птица фороракос или саблезубый тигр, с его гигантскими 15-сантиметровыми клыками. Большерогий олень, размах рогов которого достигал 4 метров или мамонт - покрытый шерстью родственник слонов.

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают.

II. Закрепление изученного материала.

Деятельность учителя

Итак, развитие жизни на Земле продолжалось несколько миллиардов лет. За это время одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, затем полностью исчезли, другие сохранились и живут до сих пор. 

Деятельность учащихся

Делают выводы.

Деятельность учителя

Развитие жизни на Земле началось около 3,5 млрд. лет в океане. Постепенно живые существа заселили и сушу. С течением времени одни виды и группы организмов давали начало другим. Многие, появившись, затем полностью исчезли, другие сохранились и живут до сих пор. 

Деятельность учащихся

Слушают, запоминают.

III. Домашнее задание

Деятельность учителя

Подготовить сообщение о каком-либо из древних организмов.

Деятельность учащихся

Записывают задание на дом.

Ссылки на ресурсы

Раскаленная Земля http://sibjediacademy.narod.ru/articles/planets/mustafar.jpg

Древний океан http://www.esacademic.com/pictures/eswiki/76/LateTriassicGlobal.jpg

http://mistica.mx/img/single-project/slider/big/img49.jpg

Морской ландшафт 420 млн. лет назад http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42b9-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

550 млн.лет назад. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42b7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

http://babyrams.pbworks.com/f/1389745926/globe.jpg

Ландшафт неогена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42d7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Животные http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d69c2-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Первые млекопитающие http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42cd-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Первые птицы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42d4-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Растения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42d5-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Тираннозавр http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42d2-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Птерозавр http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42cb-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Динозавры http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42ce-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Ихтиозавр http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42c7-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Стегоцефал http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42be-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Панорама http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42bd-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

http://manuscript.su/wp-content/uploads/2015/11/dinichthys.jpg

Отпечаток папоротника http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740d42c2-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

Литература: 

1.  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – Дрофа, 2013. – 158 с.: ил.