Музыка. 3 класс

Урок 1. Первый русский композитор-классик. Михаил Иванович Глинка

Конспект урока

Музыка, 3 класс

Урок 1. «Первый русский композитор-классик. Михаил Иванович Глинка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с понятиями «классическая музыка», «романс» на примере творчества М.И. Глинки.
  2. Выявление и исполнение ключевых интонаций в музыке М.И. Глинки.
  3. Формы музыки: рондо и вариации.
  4. Выразительные и изобразительные возможности фортепиано и оркестра.
  5. Оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки.

Глоссарий по теме:

Классика, классический. Мы часто слышим эти слова. А знаете ли вы, что они обозначают? Иногда ребята заблуждаются, считая что классический - это обычный, рядовой. Как раз наоборот!

Слово «классический» пришло к нам из латинского языка. Оно имеет значение «совершенный, образцовый, первоклассный, эталонный».

Вы уже поняли: слово это обозначает лучшее из всего, что создали люди. Классические произведения искусства – это те, на которые мы равняемся, слушая новую музыку или рассматривая новую картину. Классическая музыка, живопись, литература, архитектура остались с нами, сохранились, пережили века потому, что они являются шедеврами. Кроме того, классические произведения искусства не устаревают потому, что они рассказывают нам о самом важном в жизни людей, в какие бы времена они не жили.

В истории даже есть эпоха, названная эпохой классицизма. Назвали её так не только благодаря удивительным произведениям искусства, появившимся в это время, но и вследствие стремления авторов (композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и поэтов, драматургов) создавать новые творения, равняясь на лучшие образцы прошлого.

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе.

Опера – род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе музыки, слова и сценического действия.

Ключевые слова

М.И. Глинка, композитор-классик, форма рондо, вариации, романс, классическая музыка, кантилена, выразительность, опера.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Г.П. Сергеева. Музыка. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 6-13.
  2. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  3. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта [Текст]: / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005. – С. 16-17, 74-75, 135, 243.

На уроке мы узнаем отличительные черты русского романса;

научимся некоторым приёмам инструментального музицирования;

сможем планировать собственные действия во время исполнения музыки.

Основное содержание урока

  1. Вы слышали, как поёт в небесной высоте жаворонок? Его пение, звонкое, трепетное и очень мелодичное, когда-то вдохновило великого русского композитора М.И. Глинку на создание одноименного романса. Послушайте его. Как называется голос, исполняющий этот романс? Подумайте, мог ли голос, более низкий по высоте исполнить эту мелодию? Поразмышляйте, соответствует ли музыка романса картинам природы, представленными в видеосюжете.
  2. Демонстрируется видео: Хор «Славься», М.И. Глинка. Как вы думаете, при каких обстоятельствах может исполняться это произведение? К какому жанру вы можете его отнести?

Прозвучал хор «Славься», который завершает оперу «Иван Сусанин» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Эту патриотическую песню некоторое время считали неофициальным гимном России. Характер звучания музыки вызывает в нас радость, волнение и чувство гордости за нашу страну.

  1. Рассмотрите нотную запись мелодии хора «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Какие длительности Глинка использует? Как вы думаете, почему? Вы правы. Михаил Иванович использует половинные и четверти, чтобы подчеркнуть торжественность и величавость мелодии. Исполните мелодию, опираясь на нотную строчку и стараясь передать её характер.
  2. Сейчас прозвучит ещё одно произведение, которое посвящено России. Как вы думаете, что общего между этим произведением и хором «Славься» Михаила Ивановича Глинки? Вы правы, Гимн России торжественный, величественный, он прославляет Россию и русский народ так же, как Глинка прославляет нашу великую страну в хоре «Славься».
  3. Михаил Иванович Глинка любил музыку и считал её своей душой. Но с особым трепетом и уважением композитор относился к русской народной музыке. Послушайте музыку и назовите характерные черты русской народной песни. Действительно, протяжность, напевность, приговаривания и восклицания, - всё это характеризует русскую народную песню.
  4. В тонкой лирике романсов Михаила Ивановича Глинки раскрывается исполненный красоты мир чувств.

Романс – это жанр вокальной музыки, в котором выражаются чувства и настроения человека, его отношение к природе, к Родине, к другим людям и к самому себе. Как правило, романсы пишут для голоса в сопровождении инструмента (например, фортепиано или гитары).

Послушайте романс «Жаворонок» М.И. Глинки и определите лад, в котором он написан, чувства и настроение композитора.

Известно, что М.И. Глинка проводил долгие часы в специальной комнате своего дома, где жили птицы. Наслаждаясь их пением, Михаил Иванович вслушивался в их трели, рулады и коленца, учился у птиц красоте мелодий. Никто из домашних не смел тревожить композитора за этим занятием: все знали, как это важно для Глинки. «Птичья» комната до сих пор сохранилась в имении М.И. Глинки в селе Новоспасском под Смоленском. Сейчас это музей. Послушайте романс «Жаворонок» ещё раз, проследите за тем, как фортепиано подражает трелям маленькой птички.

Романс «Жаворонок» входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Это название композитор дал по причине предполагаемого отъезда за границу. В романсе «Жаворонок» Глинка как будто прощается с родиной, оставляя в памяти картины родной природы и воспоминания счастливого детства.

  1. Основным образом оркестровых произведений М.И. Глинки является зарисовка народной жизни. Композитор экспериментировал с формой сочинения и никогда не повторялся. Одно из самых знаменитых симфонических сочинений Михаила Ивановича - «Камаринская», написана в форме двойных вариаций.

Вариации - это музыкальная форма, состоящая из темы и нескольких её изменяющихся повторений.

Послушайте первую тему «Камаринской» и определите характер мелодии. Подумайте, в каком жанре она написана? Тембры каких инструментов вы услышали? Первая тема – русская народная свадебная песня «Из-за гор, гор, высоких». Мелодия напевна, лирична и задумчива. Она написана в форме вариаций – с изменениями - сначала деревянными духовыми, потом виолончелями и в третий раз, всем оркестром, подражая звучанию хора.

Давайте послушаем и вторую тему. Каков её характер? Какую картину нам передаёт музыка? Попробуйте представить и изобразить, на каком народном музыкальном инструменте можно было бы сыграть её? По характеру эта плясовая мелодия быстрая, стремительная, веселая. Мы как будто попадаем на праздник, где под звучание балалаек царит всеобщее веселье. Вариации затрагивают не тему, а только подголоски, это придаёт музыке затейливость и разнообразие.

Замысел этого гениального «русского скерцо» - так называл «Камаринскую» сам композитор - прост. Глинка уловил нечто родственное в двух, казалось бы, несхожих русских народных песнях. Одна – протяжная свадебная «Из-за гор, гор высоких», другая – плясовая «Камаринская». Изначальный контраст протяжной и плясовой, типичных для русского фольклора, можно рассматривать как художественное обобщение двух сторон русского характера, говоря словами Пушкина – «то разгулье удалое, то сердечная тоска».

  1. Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина «Руслан и Людмила», воплотились в одноимённой опере Глинки с эпическим размахом. Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается в увертюре оперы.

Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, драме, а также к кантате, оратории, сюите и к кинофильмам.

Послушайте фрагмент увертюры оперы «Руслан и Людмила». Продирижируйте музыкой, подобрав правильный характер жестов.

Каватина Людмилы «Грустно мне, родитель дорогой» отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство. Она отдаёт свою руку Руслану.

Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

  1. Фарлаф, желающий заполучить княжну, тоже отправляется на поиски, но всё, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Страшная старуха Наина обещает помочь ему. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества. Фарлаф исполняет свою знаменитую арию «Близок уж час торжества моего».

Ария - вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

Ария Фарлафа написана в форме рондо. Основная тема - рефрен звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами. Послушайте арию Фарлафа и подумайте, какими же выразительными средствами нарисовал Глинка его музыкальный портрет? В арии Фарлафа мы слышим характерные черты его образа – трусость и бахвальство. Обычно хвастунишка много и быстро говорит, и Глинка выбирал для арии очень быстрый темп, частые повторы одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И мы, слушатели, невольно подсмеиваемся над таким «героем».

  1. Михаил Иванович Глинка заложил основы национального музыкального стиля. На творчество Глинки стали равняться другие композиторы. Ведь он создал удивительные, прекрасные музыкальные произведения. О такой музыке говорят, что она классическая, то есть образцовая, совершенная, превосходная.

Михаил Иванович Глинка создал лучшие образцы музыки на все времена, начал классический период в истории русской музыки.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте два варианта русской народной песни «Среди долины ровныя». Один из вариантов принадлежит М.И. Глинке. Определите, какой из вариантов принадлежит великому композитору?

Варианты ответов:1

А) 1 вариант

Музыка М.Глинки

Б) 2 вариант

Русская народная песня

Варианты ответов:2

А) 1 вариант

Музыка народная

Б) 2 вариант

Музыка М.Глинки

Вписать правильный ответ

А) 1 вариант

?

Б) 2 вариант

?

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио1.mp3».

Русская народная песня «Среди долины ровныя».

Исполнитель: Государственный академический русский хор.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

«аудио2.mp3»

М. Глинка. Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя».

Исполнитель: Аня Давыдова.

Звук в формате MP3.

Продолжительность 00:25 сек.

Правильный вариант: Вариант 2.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Русская народная песня «Среди долины ровныя» написана композитором в вариационной форме.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса:

Послушайте оркестровую пьесу «Камаринская» М.И. Глинки. Определите средства художественной выразительности, которые применил композитор. Выберите из списка правильные ответы.

  1. Вариационная форма.
  2. Контраст мелодий.
  3. Плясовая мелодия.
  4. Наличие подголосков.
  5. Трехчастная форма.
  6. Ритмический рисунок народной пляски «Камаринская».
  7. Маршевая мелодия.

Название файла с изображением к вопросу:

Нет.

Название файла с аудио / видео к вопросу:

«аудио7.мр3».

Продолжительность звучания: 00:00-00:40 сек.

Правильный вариант:

  1. Вариационная форма.
  2. Контраст мелодий.
  3. Плясовая мелодия.
  4. Наличие подголосков.

6.Ритмический рисунок народной пляски «Камаринская».

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Свою «Камаринскую» М.И. Глинка написал в форме вариаций по мотивам двух народных мелодий: плясовой и песенной.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6