Музыка. 4 класс

Урок 2. «Родина слышит». Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Конспект урока

Музыка, 4 класс

Урок 2. «Родина слышит». Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Творческая биография Д. Д. Шостаковича.
  2. История создания «Ленинградской» симфонии.

Глоссарий по теме

Концерт - большое музыкальное произведение обычно для одного солиста с сопровождением оркестра, в котором солист словно соревнуется с оркестром. Чаще всего композиторы сочиняют концерты в трёх частях, хотя иногда встречается и другое количество частей.

Партитура – нотная запись музыки для ансамбля или оркестра музыкальных инструментов или для хора, в которой все партии (голоса) одна над другой даны в определённом порядке.

Симфония - большое многочастное музыкальное произведение, исполняемое, как правило, симфоническим оркестром. Симфония выражает сложное, глубокое содержание благодаря чередованию музыкальных тем разного характера, их развитию и столкновению.

Тема - небольшая, мелодически завершённая музыкальная мысль. Тема, как правил, обладает ярким, запоминающимся характером, что позволяет композитору возвращаться к ней многократно, развивая и варьируя её элементы.

Увертюра - инструментальное вступление перед каким-либо спектаклем (оперой, балетом), либо самостоятельное оркестровое произведение, нередко относящееся к программной музыке.

Эпизод - один из разделов большого музыкального произведения, написанного в крупной форме (соната, симфония и др.). Эпизоды, как правило, строятся на собственных темах, контрастных по характеру и мелодическому движению основным темам произведения. Нередко эпизод отграничивается от соседних разделов особым темпом, иной тональностью.

Ключевые слова

Д. Д. Шостакович, композитор, пианист, музыка для кино, симфония, симфонический оркестр, пьеса, патриотизм, творчество.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Сергеева Г.П. «Музыка» 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2018. – С. 14-17.
  2. Матвеева Е.А. Повесть о Дмитрии Шостаковиче. Бессмертие. М., «Мир детства». 2015. 104 с.
  3. Танцы кукол. Мультфильм на музыку Д. Д. Шостаковича (Союзмультфильм, реж. И. Ковалевская. 1985 г.). https://www.youtube.com/watch?v=ChNfpMevHNE
  4. Биография Д. Д. Шостаковича https://ria.ru/spravka/20160925/1477734079.html
  5. «Шостакович. Эскизы к портрету композитора» Документальный фильм А. Гендельштейна. «Центрнаучфильм» 1966 г. https://www.youtube.com/watch?v=65cM2t8XPL0

На уроке мы познакомимся с творчеством Д. Д. Шостакович, узнаем, какой музыкальный подвиг совершил этот композитор. Научимся слушать его музыку. Сможем понять, почему в его сочинениях так много трагических интонаций.

.

Основное содержание урока

Величайший гений музыкальной культуры ХХ века! Дмитрий Дмитриевич Шостакович – автор 15 грандиозных симфоний, нескольких опер и балетов, музыки к десяткам кинофильмов и спектаклей, множества камерных произведений. Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат самых высоких премий и наград, почётный доктор Оксфордского университета, а также почётный профессор шведской, итальянской, французской, британской академий музыки и искусств…Он прожил трудную, но в высшей степени благородную жизнь.

Митя Шостакович 1918 г.

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, а мать была профессиональной пианисткой. Именно она дала сыну первые уроки игры на фортепиано.

В 11 лет мальчик начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух. В 13 лет Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а через два года ещё и на факультет композиции. 

Но время для занятий музыкой было не самое подходящее. Октябрьская революция и Гражданская война принесли голод, разруху. И юный композитор в полной мере испытал лишения тех лет.

Резкий, порой беспощадный характер этого времени Шостакович очень чутко выразил в своих произведениях. Но музыканты предыдущих поколений приняли музыкальный стиль Шостаковича настороженно. Вот какой диалог состоялся в те годы между директором консерватории, композитором Александром Глазуновым и писателем Максимом Горьким. В молодой советской республике Горький распределял продуктовые пайки голодным артистам.

«Он композитор, он принёс мне свои сочинения – начал Глазунов разговор об одном из студентов консерватории.

- Нравится? – спросил Горький.

- Отвратительно! – ответил Глазунов. – Это первая музыка, которую я не слышу, читая партитуру.

- Почему пришли?

- Мне не нравится, но дело не в этом. Время принадлежит этому мальчику, а не мне. Мне не нравится: что ж, очень жаль. Но это будет музыка,… надо устроить академический паёк.

Записываю, - отозвался Горький – так сколько лет?

- Пятнадцать.

- Фамилия?

- Шостакович

Писатель
Алексей Максимович Горький
(1868 - 1936)

Композитор

Александр Константинович Глазунов
(1865 – 1936)

Суровые испытания принесла всему нашему народу и Великая Отечественная Война (1941 – 1945 гг.). В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Вокруг города всё плотнее сжималось кольцо блокады. Люди страдали от голода и жестоких обстрелов.

Дмитрий Шостакович, теперь уже сам – профессор Ленинградской консерватории, служил в добровольной пожарной дружине – тушил зажигательные бомбы на крышах. А в перерывах между бомбёжками писал одно из самых известных своих сочинений – симфонию № 7 «Ленинградскую».

Композитор завершил её сочинение в Куйбышеве, куда его эвакуировали вместе с семьёй по приказу военного комиссариата. Здесь же симфония и прозвучала впервые в марте 1942 года. А в августе 1942 года она была исполнена и в родном городе Шостаковича - блокадном Ленинграде….

Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, уцелевших в живых музыкантов отзывали с фронта. Их разыскивали в госпиталях и подвалах разрушенных домов. Каждая репетиция становилась беспримерным подвигом измождённых, ослабленных голодом и усталостью людей, но энтузиазм их был безграничен, как и мужество тех, кто заполнил 9 августа зал Ленинградской филармонии. С трудом переступая опухшими ногами, поддерживая друг друга, они медленно передвигались по городу, останавливались, чтобы передохнуть, но упорно шли. Шли на встречу с великим искусством. Шли, чтобы обрести веру в победу над силами зла…

Трудно передать атмосферу, царившую в переполненном зале Ленинградской филармонии. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — её слушали в квартирах, на улицах, на фронте. Слышали её и немецкие войска – и грозным предзнаменованием для них звучала симфония непокорённого города!

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала «Time» с портретом Шостаковича на обложке. На ней композитор был изображён в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы».

Весь мир был потрясён этой музыкой. А ленинградская поэтесса Ольга Берггольц сказала тогда о Шостаковиче: «Мы обязательно победим! Этот человек – сильнее Гитлера».

Беспримерный музыкальный подвиг Шостаковича был уже в годы войны отмечен государственными наградами. Еще в 1943 году он был награждён медалью «За оборону Ленинграда», а вскоре после окончания Великой Отечественной Войны ему вручили орден Ленина – высшую государственную награду Советского Союза. Его пригласили преподавать и в Московскую, и в Ленинградскую консерваторию.

Но после войны трудности не закончились. Музыку Шостаковича по-прежнему понимали далеко не все. Новые произведения композитора ругали и даже запрещали. Но он продолжал работать – сочинять музыку для спектаклей и кинофильмов, создавать грандиозные симфонические полотна, пьесы и песни для детей. И многие из них становились поистине народными.

Песня «Родина слышит» на стихи Евгения Долматовского была написана композитором в 1950 году для одного спектакля, в котором петь её должен был лётчик. Постановка пьесы так и не состоялась. А вот песню спустя некоторое время исполнил хор под управлением А. Свешникова на концерте в Московской консерватории. Была сделана запись этого концерта, песню транслировали по радио. И многие запомнили её мелодию.

Совершенно особый смысл приобрела эта песня 12 апреля 1961 года, когда космонавт Юрий Гагарин напевал её в день первого полёта человека в космос.

Мелодия этой песни стала настоящим символом новой космической эпохи. Долгие годы в Советском Союзе на её мотив звучали позывные радиосигнала всесоюзной радиостанции. Миллионы людей в нашей стране начинали свой день с этой интонации. В буквальном смысле слова вся Родина слышала маленькую частичку огромного таланта Шостаковича, который так чутко и так точно слышал и свою страну, и своё время.

Разбор типового тренировочного задания

Какая мелодия Шостаковича стала основой позывных всесоюзной радиостанции?:

  • «Песня о встречном»
  • Песня «Родина слышит»
  • Роман из кинофильма «Овод».

Правильный вариант:

  • Песня «Родина слышит»

Разбор типового контрольного задания

Какому городу посвящена седьмая симфония Д. Д. Шостаковича?

  • Сталинград
  • Ленинград
  • Куйбышев

Правильный вариант:

  • Ленинград

:

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6