Русский язык. 2 класс

Урок 39. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 39. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Алфавитный порядок слов.
  2. Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите.

Глоссарий по теме:

Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.

Алфавит – буквы в определённом порядке.

Алфавитный порядок слов – это расположение слов в алфавитном порядке.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр. 83 – 85.

2. Русский язык с увлечением. 2 класс. Развивающие задания для школьников / Авт.-сост.: Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко. – 5-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2018. – 72 с. – (Учение с увлечением). Стр. 5 – 6.

3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр. 36 – 38.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Вы уже знаете, что алфавит - это все буквы русского языка в определённом порядке. Буквы – это знаки, которые обозначают звуки языка на письме. В этом буквы похожи друг на друга.

Но есть и отличия.

Некоторые буквы обозначают согласные звуки.

Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, Р, Н, М, П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ

Другие буквы обозначают гласные звуки на письме.

Это буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Е, И

Буквы Ь, Ъ не обозначают звуков.

В книгах, газетах, журналах буквы печатные.

А в школе на уроках в своих тетрадях вы выводите красивые рукописные буквы.

Начертание рукописных букв сложнее печатных. Для их записи требуется больше элементов.

Ещё буквы могут быть строчными или малыми. И заглавными или прописными.

Строчные буквы от заглавных букв отличаются своими размерами. А ещё заглавная буква сложнее маленькой по начертанию.

У каждой буквы есть своё название и своё место в алфавите.

Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека.

Как быстро запомнить названия букв и их порядок в алфавите? Выполнять различные упражнения. Например, выделять в тексте заданную букву на скорость.

Или в том же тексте подчёркивать слова, в которых есть заданная буква.

Запомнить алфавит поможет весёлое стихотворение, которое сочинил Михаил Яснов.

Здравствуй, чтение моё:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё!

Прочитаю громко всем:

Ж, З, И, Й, К, Л, М!

Ну-ка, снова перечту:

Н, О, П, Р, С, Т, У!

Прочитай со мной и ты:

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы!

Ъ и Ь –

Не прочесть нам их никак!

Но читаю дважды я:

Э, Ю, Я!

Э, Ю, Я!

Чтобы расположить слова в алфавитном порядке, нужно взять первую букву каждого слова и соотнести её с местом в алфавите. Например, слова: ворона, дочка, разговор, река. Третья в алфавите – буква В. А буква Д – пятая. Значит слово «ворона» будет первым словом. Дочка – вторая в списке. Но слова «разговор» и «река» начинаются с одной и той же буквы. Как быть? Нужно посмотреть на вторую букву в слове. Буква А в алфавите раньше буквы И. Значит и слово «разговор» расположится раньше слова «река».Вот что у нас получилось:

вишня, девочка, рассказ, рис.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Клавиатура.

При помощи клавиатуры заполните пропуски в каждой строчке.

А Б _ Г Д

С Т У _ Х

Л _ Н О П

З _ Й _ Л

Подсказка.

1.Изучите теоретическую часть урока.

2.Выучите расположение букв в русском алфавите.

3.Вставьте нужные буквы.

Правильный ответ:

А Б В Г Д

С Т У Ф Х

Л М Н О П

З И Й К Л

Задание. Ребус.

Образуйте пары изображений, названия которых состоят из одинакового количества букв.

Подсказка.

1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.

2.Вспомните, что такое буквы.

3.Запишите буквами название каждого предмета, изображённого на картинке.

4. Посчитайте количество букв.

5.Соедините картинки парами.

Правильный ответ:

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6