Русский язык. 3 класс

Урок 18. Фразеологизмы

Текст письма

Прочитайте текст письма.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

(По Э. А. Вартаньяну)


Понятно ли, что хотел сказать автор? Что означают эти выражения: «зарубите себе на носу», «бить баклуши», «гонять лодыря»? Сегодня на уроке мы узнаем, как называются такие словосочетания и как узнать их значение.

Цели и задачи

Цель:

  • познакомиться с понятием «фразеологизмы».

Задачи:

  • узнать, какие сочетания слов называются фразеологизмами;
  • учиться объяснять их значение.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • что такое фразеологизмы;

мы научимся:

  • находить фразеологизмы, отличать их от неустойчивых словосочетаний;

мы сможем:

  • объяснять значение фразеологизмов.
Фразеологизмы

Установите соответствие.

Устойчивые выражения слов называют фразеологизмами. В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл.

Бить баклуши.

Водить за нос.

Лить как из ведра.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6