Русский язык. 3 класс

Урок 7. Виды предложений по интонации

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 7

Раздел: «Предложение»

Тема: Виды предложений по интонации.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): Предложение; виды предложений по интонации; восклицательное предложение; невосклицательное предложение.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 20 - 23.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 11.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Предложения бывают разными не только по цели высказывания, но и по интонации, то есть по тому, как мы их произносим: спокойно или с особым чувством.

Предложения, в которых выражены какие-либо сильные чувства (восторг, радость, обида, печаль, удивление, испуг), ‒ называются восклицательными.

Восклицательные предложения произносятся с восклицательной интонацией.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак.

Какое чудесное время года наступило! Срочно выполни задание!

Предложения, которые произносятся без восклицательной интонации, ‒ это невосклицательные предложения. называются невосклицательными. В них не выражены сильные чувства.

В конце невосклицательных предложений может ставиться точка или вопросительный знак.

Хорошая горка получилась. Пойдем сегодня гулять на площадку?

Важно знать! Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения могут быть невосклицательными и восклицательными по интонации. Например,

Скворцы прилетели.

Скворцы прилетели!

Первое предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ повествовательное, по интонации – восклицательное.

Прилетайте, скворцы поскорей.

Прилетайте, скворцы, поскорей!

Первое предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – невосклицательное.

Второе предложение по цели высказывания ‒ побудительное, по интонации – восклицательное.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. базовый уровень сложности.

Тип – сортировка элементов по категориям.

Текст вопроса

Заполните таблицу.

По цели высказывания

По интонации

Повествовательное, побудительное, восклицательное, вопросительное, невосклицательное.

Правильный ответ.

По цели высказывания

По интонации

повествовательное

восклицательное

побудительное

невосклицательное

вопросительное

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие есть виды предложений по цели высказывания и по интонации, прочитать понятия, распределить в соответствующие группы.
  5. Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.
  6. Прочитайте понятия.
  7. Распределите в соответствующие группы.

8. Проверьте, правильно ли выполнили задание.

  1. Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 2. Базовый уровень сложности.

Тип – подстановка элементов в пропуски таблицы.

Текст вопроса

Прочитайте предложения. Определите вид предложения и поставьте в нужную графу таблицы знак «+».

Воскл.

Невоскл.

Хорошо гулять в весеннем лесу!

Как тебя зовут?

Пришла дождливая осень.

Как же я люблю осень!

Правильный ответ

Воскл.

Невоскл.

Хорошо гулять в весеннем лесу!

+

Как тебя зовут?

+

Пришла дождливая осень.

+

Как же я люблю осень!

+

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, какие предложения являются восклицательными, какие невосклицательными; прочитать предложения, определить, какие они по интонации, заполнить соответствующие графы таблицы.
  5. Вспомним, что такое восклицательные и невосклицательные предложения.
  6. Прочитаем предложения.
  7. Определим, какое из них является восклицательным, какое невосклицательным.
  8. Заполним соответствующие графы таблицы.
  9. Проверим, получилось ли выполнить задание.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6