Биология. 11 класс

Урок 6. Приспособленность - результат действия факторов эволюции. Видообразование

Постановка проблемы
Цели и задачи

Цель:

- сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, уметь выявлять основные черты приспособленности организмов и относительный характер этих приспособлений;

- закрепить знания учащихся об эволюционных процессах, происходящих в популяциях, познакомить с современными представлениями о видообразовании.

Задачи:

- углубить и расширить знания о многообразии и приспособленности организмов к среде обитания;

- продолжить работу по формированию биологических терминов, обеспечить усвоение новых понятий: «видообразование», «аллопатрическое видообразование», «симпатрическое видообразование»;

- сформировать знания о механизмах возникновения приспособленности как закономерного результата эволюции;

- познакомить с понятием «видообразование»;

- продолжить формирование умения использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;

- развивать навыки решения творческих задач;

- развитие умения выделять главное (конспектирование при объяснении учителя), развитие самостоятельности в приобретении знаний и познавательного интереса (подготовка выступлений, исследований к уроку);

- контролировать свои успехи на уроке.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- каким образом та или иная адаптация сохраняется отбором;

- какую роль играют гены, изменчивость и естественный отбор в процессах приспособления;

- какую роль в образовании новых видов играют изоляция, дрейф генов и популяционные волны;

- чем экологическое видообразование отличается от географического;

- что все приспособления совершенствуются и имеют относительный характер;

мы научимся:

- объяснять и различать на примерах значение тех или иных приспособлений;

- сравнивать морфологические, физиологические и поведенческие приспособления;

- объяснять механизм видообразования;

- объяснять роль изоляции, дрейфа генов и популяционных волн в процессах видообразования;

- сравнивать два основных процесса видообразования: географическое и экологическое;

- объяснять, какие животные и растения «стоят» на ступеньках биологического прогресса и биологического регресса в настоящее время;

мы сможем:

- объяснить, каким образом возникшая адаптация сохраняется отбором;

- объяснить возникновение тех или иных приспособлений у животных и растений своей местности;

- используя знания из курса зоологии, объяснить черты приспособлений рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих;

- объяснить процесс видообразования;

- ответить на вопрос «Может ли деятельность человека повлиять на образование новых видов?».

Дополнительная сцена с мотивирующим содержанием

Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

Формирование приспособленности у организмов происходит в результате…

Эти изменения происходят в природе.

естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками

дрейфа генов и увеличения численности гомозигот

прямого воздействия среды на организм

освоения видом новых территорий

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6