Экономика. 10 класс

Урок 4. Производственные возможности

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №4 «Производственные возможности»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • С помощью какой модели можно проиллюстрировать производственные возможности любого производства?
  • Чем объясняется выпуклый вид КПВ?
  • Что означает полное и эффективное использование ресурсов?
  • Способы расширения границы производственных возможностей.

Глоссарий по теме: экономическая модель, производственные возможности, КПВ, закон возрастания альтернативной стоимости, эффективность, альтернативная стоимость.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фундаментальные экономические понятия «альтернативная стоимость» и «экономический выбор» широко применяются в экономической теории. Проблема выбора и оценки альтернативных затрат стоит не только перед человеком, но и перед предприятиями и обществом в целом.

Для описания этих взаимодействий используется модель «кривая производственных возможностей» (КПВ). Условные допущения, принимаемые при построении КПВ:

– производится два блага;

– в течение короткого времени количество и качество ресурсов неизменно;

– применяемые технологии не меняются;

– ресурсы используются наиболее эффективным способом (отсутствуют простои, нет отходов, применяются лучшие на данный момент технологии).

КПВэкономическая модель, показывающая возможные объёмы производства двух благ при эффективном и полном использовании ресурсов, т.е. какое максимальное количество товара Б может быть произведено при каждом возможном объёме производства товара А и наоборот.

Эффективное использование ресурсов означает, что ресурсы используются наилучшим способом, полностью отсутствует возможность обеспечить одновременный рост производства и товара А, и товара Б. Большее количество производства одного товара может быть произведено только за счёт сокращения выпуска другого товара.

Полное использование ресурсов означает, что хотя бы один ресурс использовался без остатка.

Рисунок 1 – Кривая производственных возможностей

Точки на кривой (X, ) соответствуют наборам товаров, которые производятся при эффективном и полном использовании ресурсов. Местоположение каждой из точек говорит о целях, которые ставит перед собой производитель (Рисунок 1).

Если производитель решает увеличить производство товара Б, то он вынужден сократить производство товара А, т.е. изменение его целей можно проследить на графике как передвижение из точки  в точку Х (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Изменения в производстве товаров

Точки под КПВ (Z) соответствуют набору товаров при неэффективном использовании ресурсов, в этом случае может быть увеличено производство и товара А, и товара Б (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Точка Z (неэффективное использование ресурсов)

Точки над кривой (Y) соответствуют набору товаров, которые не могут быть произведены из-за нехватки ресурсов для их производства (Рисунок 4).

Рисунок 4 – Точка Y (недостижимый уровень производства товаров)

Выпуклая форма КПВ обусловлена тем, что, увеличивая производство одного блага, приходится отказываться от всё большего количества другого блага. Так действует закон возрастающей альтернативной стоимости: если при производстве ресурсы задействованы полностью, то при изготовлении каждой дополнительной единицы продукции происходит возрастание альтернативных затрат (приходится жертвовать всё большим количеством другого товара) (Рисунок 5).

Рисунок 5 – Закон возрастающей альтернативной стоимости

Если же ресурсы будут взаимозаменяемыми, т.е. одинакового качества, кривая производственных возможностей превратится в прямую линию (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Взаимозаменяемые ресурсы

Рассмотрим этот случай на примере производственных возможностей цветочницы Анюты.

Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять следующие допущения:

1. Используются все имеющиеся ресурсы.

2. Имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.

Цветочница Анюта может засеять свой ограниченный участок земли либо нарциссами, либо розами, либо и тем, и другим.

Как вы успели заметить, участок земли, занимаемый одним кустом роз, можно использовать для посадки двух нарциссов. Следовательно, АС одного куста роз равняется двум луковицам нарциссов.

Возможные варианты посадки цветов представлены на графике (Рисунок 7).

Рисунок 7 – Возможные варианты посадки цветов

Рассмотрим, что означают точки А и В на графике (Рисунок 8).

Рисунок 8 – Точки А и В

Точка А означает, что урожайность цветов составила 3 куста нарциссов и два куста роз. Это далеко не лучший вариант. Произошло это потому, что Анюта неэффективно использовала участок земли.

Точка В означает, что Анюта вырастила 10 кустов нарциссов и 5 кустов роз. Но этот результат она смогла получить из-за того, что нарушила границы своего участка, чем вызвала недовольство соседа.

Что же можно сделать, если хочется увеличить производство?

Как в этом конкретном случае, так и в любом производственном процессе, выход один: расширить производственные возможности.

Этого можно достичь, если увеличить объём доступных ресурсов, усовершенствовать технологии производства, улучшить организацию экономической деятельности (Рисунок 9).

Рисунок 9 – Сдвиг кривой производственных возможностей

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Проанализируйте КПВ (Рисунок 10) двух стран. Отметьте верные ответы.

Рисунок 10 – Условие задачи

    1. В стране А либо применяется большее количество ресурсов, либо выше их технологический уровень.
    2. Если объёмы производства в обеих странах характеризуются точкой b, можно предположить, что страна Б в скором времени догонит страну А по совокупному объёму производства.
    3. Экономика обеих стран легко может достигнуть точки с.
    4. Перемещение из точки b в точку d в стране А связано с большим уменьшением производства средств производства, чем в стране Б.
    5. Объёмы производства в точке а в обеих странах легко достижимы.

Решение:

Утверждение «а» правильное, так как КПВ страны А показывает, что в ней производится больше и средств производства, и предметов потребления, что возможно только в том случае, если в стране имеется большее количество ресурсов либо выше их технологический уровень. Утверждение «b» правильное, поскольку, если страна Б большую часть своих ресурсов тратит на производство средств производства, то это создаёт предпосылки для расширения производства в будущем, тогда как страна А большую часть своих ресурсов направляет на производство предметов потребления, что может замедлить в скором времени увеличение объёма производства в обоих секторах экономики. Утверждение «с» ошибочно: в обеих странах точка с лежит правее КПВ, и, если ресурсы ни количественно, ни качественно не изменяются, то объём производства в точке с не может быть достигнут. Утверждение «d» ошибочно, так как увеличение производства предметов потребления, определяемое перемещением из точки b в точку d, для страны Б связано с отказом от производства большего количества средств производства, чем в стране А. Утверждение «е» верно.

2. Зачеркнуть из последовательности координаты точек, не принадлежащих одной КПВ: А(15,3), B(8;13), C(13;6), D(5;16), E(14;4), F(11;7), G(9;18), H(7;14).

Решение: Согласно закону возрастающей альтернативной стоимости, координатный ряд выстраивается следующим образом: А(15,3), E(14;4), C(13;6), B(8;13), H(7;14), D(5;16).

Варианты: F(11;7) – неэффективное использование ресурсов, G(9;18) – невозможный вариант. Поэтому верным будет решение:

А(15,3), B(8;13), C(13;6), D(5;16), E(14;4), F(11;7), G(9;18), H(7;14).

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва, Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 18–22.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6