Информатика. 10 класс

Урок 9. Арифметические операции в позиционных системах счисления

Можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления?

Мы продолжаем изучать позиционные системы счисления. Вы узнали, что позиционные системы счисления бывают разные: десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная. Вы научились переводить числа из одной системы счисления в другую. Но зачем нам с вами это надо? Конечно, для того чтобы производить расчеты. С 1 класса нас учат производить расчеты в десятичной системе счисления. А как вы думаете, можно ли производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления? И зачем это нужно?

Цели и задачи
Цели и задачи

Цель:

•  Узнать, как производить арифметические действия в позиционных системах счисления.


Задачи:

Научиться:

•   строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления;

•   выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

•  подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования или вычитания степеней двойки.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

•  как производить расчеты в произвольной позиционной системе счисления;

•  зачем нужны эти расчеты;

мы научимся:

•  строить таблицы сложения и умножения в заданной позиционной системе счисления;

мы сможем:

•  выполнять сложение, умножение, вычитание и деление чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

•  подсчитывать количество единиц в двоичной записи числа, являющегося результатом суммирования или вычитания степеней двойки.

Арифметические кроссворды

Разместите примеры рядом с соответствующими арифметическими законами.

Ассоциативный
Коммуникативный
Дистрибутивный
(33 ∙ 12x) ∙ 5 = 33 ∙ (12x ∙ 5)
5x + 34 = 34 + 5x
(65 + 9 x) ∙ 10 = 65 ∙ 10 + 9x ∙10

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6