География. 10 класс

Урок 6. Численность и воспроизводство населения

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №6 «Численность и воспроизводство населения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Численность населения Земного шара.
  • Воспроизводство населения, его типы.
  • Демографическая политика.
  • Демографический кризис.
  • «Качество» населения.

Глоссарий по теме: воспроизводство населения, первый тип воспроизводства, второй тип воспроизводства, демографический кризис (депопуляция), демографический взрыв, демографическая политика, демографический переход, качество населения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В настоящее время численность населения Земного шара превышает 7 млрд. чел. Семимиллиардный человек появился на свет в 2011 году.

1. Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

2. За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в два раза.

3. В 1820 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

4. За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

В начале ХХ в. абсолютный ежегодный прирост составлял 10-15 млн. чел., в середине века – 40-50 млн. чел., в 80-90 годах – 80-85 млн. чел. В начале ХХI в. этот прирост немного снизился, но остаётся очень высоким.

Резкое увеличение численности населения во второй половине ХХ века получило образное название «демографический взрыв». Одной из главных причин, приведших к демографическому взрыву, считается крушение колониальной системы, обретение независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки, социально-экономическое развитие (в первую очередь – повышение уровня развития медицины).

Демографический взрыв приводит к ряду проблем: жилищной, продовольственной, обеспечения работой, экологической и т.д.

На первом месте по численности населения – Китай (1 млрд. 386 млн. чел.), на втором – Индия (1 млрд. 352 млн. чел.), на третьем – США (326 млн. чел.), на четвёртом – Индонезия (264 млн. чел.), на пятом – Пакистан (209 млн. чел.), на шестом – Бразилия (208 млн. чел.), на седьмом – Нигерия (192 млн. чел.), на восьмом – Бангладеш (160 млн. чел.), на ДЕВЯТОМ – РОССИЯ (146 млн. чел.).

Какие процессы оказывают влияние на изменение численности населения? Естественное и механическое движение населения. Под естественным движением населения понимается естественный прирост населения, под механическим движением – миграции, участие страны в войнах.

Естественным приростом населения называется разность между рождаемостью и смертностью. Рождаемость и смертность населения зависят от уровня социально-экономического развития страны (медицина, образование, экономика, материальное благосостояние), экологической ситуации, религии, традиций народов, участия в войнах.

Демографы выделяют два основных типа воспроизводства населения. Первый тип («демографическая зима») характеризуется низкими темпами прироста населения, невысокой смертностью. Он распространён, в первую очередь, в экономически развитых странах (Германия, Франция, США и т.д.). Возникает проблема, с одной стороны, в обеспеченности трудовыми ресурсами (дефицит трудовых ресурсов), с другой – безработица. Демографическая политика направлена на стимулирование рождаемости. В краткосрочном плане проблема дефицита трудовых ресурсов решается за счёт привлечения мигрантов.

Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего, на рождаемость) в желательном для себя направлении.

В странах первого типа воспроизводства населения выделяют три группы:

1) страны со среднегодовым естественным приростом населения от 3 до 6 человек на 1000 жителей (страны «переселенческого» капитализма – Канада, Австралия);

2) страны с «нулевым» среднегодовым приростом населения (менее крупные страны Европы – Финляндия, Швеция, Дания, часть стран Восточной Европы);

3) страны с отрицательным среднегодовым естественным приростом населения (ФРГ, Венгрия, Литва).

Явление, при котором происходит уменьшение численности населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли, называется депопуляцией (демографическим кризисом).

Для второго типа воспроизводства населения («демографическая весна») характерны высокие и очень высокие показатели рождаемости и относительно низкие показатели смертности. «Демографический взрыв» свойственен именно странам со вторым типом воспроизводства населения – странам Азии, Африки, Латинской Америки, освободившимся от национального гнёта во второй половине ХХ века. Высокая рождаемость и сниженная смертность объясняются, в первую очередь, развитием медицины, борьбой с эпидемиями. Для стран со вторым типом воспроизводства населения характерно преобладание молодого населения над пожилым и, соответственно, проблема безработицы. Демографическая политика направлена на сокращение или стабилизацию рождаемости.

«Формула» воспроизводства населения

Рождаемость – Смертность = Естественный прирост на 1000 жителей

Каждый регион земного шара характеризуется своей «формулой», соответственно, разным типом воспроизводства населения.

Важной научной составляющей для проведения демографической политики служит теория демографического перехода, которая объясняет последовательность смены демографических процессов. Сама схема такого перехода включает четыре сменяющих друг друга этапа.

Для первого этапа, который охватывал почти всю историю человечества, были характерны очень высокие показатели рождаемости и смертности и, соответственно, очень низкий естественный прирост; ныне он уже почти не встречается.

Второй этап характеризуется резким сокращением смертности при сохранении традиционно высокой рождаемости.

Для третьего этапа характерно сохранение низких показателей смертности. Рождаемость тоже снижается, но обычно всё же несколько превышает смертность.

При переходе к четвёртому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.

Важным показателем, характеризующим население, является «качество населения» – понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития демографических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Распределите государства по численности населения в мире (от большего к меньшему).

1) Нигерия

2) Пакистан

3) Индия

4) Индонезия

5) Китай

6) Россия

7) США

8) Бразилия

9) Бангладеш

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой, умение использовать приёмы мнемотехники.

Ответ: 5, 3, 7, 4, 2, 8, 1, 9, 6.

2. Подчеркните верное утверждение:

а) Примерно до 1500 года численность населения увеличивалась постепенно, достигла 440 млн. чел.

б) За 300 лет с 1500 года по 1800 год численность населения увеличилась почти в четыре раза.

в) В 1920 году численность населения достигла 1 млрд. чел.

г) За период с 1900 по 2000 годы численность населения увеличилась почти в 3,7 раза.

Ответ: а, г.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Гуляева Н. В. География: методическое пособие для абитуриентов естественно-геогр. фак. / Н. Н. Пономарева, Г. М. Позднякова, Н. В. Гуляева, Г. Я. Нечепуренко. – Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 128 с.
  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2009. – 480 с.
  4. Максаковский В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил.
  5. Политическая карта мира. География мирового хозяйства: Учебное пособие по географии / И. А. Родионова. – Учеб. центр "Моск. лицей". – М.: Моск. лицей, 1996. – 158 с.
  6. Современная школа. География: Дидактические и развивающие игры 6-11 классы (с применением информационных технологий.) / Автор-составитель И. А. Кугут. – М.: Издательство «Планета», 2011. – 272 с.
  7. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
  8. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.1 – 367 с.
  9. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.2 – 525 с.
  10. Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: пособие для учителя / В. П. Сухов. – Башкирский институт развития образования. – Уфа: БИРО, 2004. – 137 с.
  11. География: пособие для поступающих в вузы / В. Н. Холина, Т. М. Бунакова. – М.: Дрофа, 2004. – 457 с.
  12. Холина В. Н. Социально-экономическая география мира: Справочное пособие / В. Н. Холина, А. С. Наумов, И. А. Родионова. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6