Право. 10 класс

Урок 2. Особенности и закономерности возникновения права

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №2. Особенности и закономерности возникновения права

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие процессы регулировали поведение людей в жизни общества?

2. Каковы причины возникновения права?

3. Каковы исторические особенности зарождения права в различных регионах?

Глоссарий по теме:

Присваивающая экономика – способ хозяйственной деятельностью, в условиях которого человек присваивает то, что создано природой; охотиться на животных, собирает плоды растений, ловит рыбу.

Неолитическая революция – процесс перехода от присваивающей экономики к производящей в эпоху неолита – новокаменного века.

Производящая экономика – способ хозяйственной деятельности, при котором люди сами производили необходимые для жизни продукты питания, предметы первой необходимости и пр.

Ритуал - священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами.

Обряды - совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение; правила поведения, которые выполняли воспитательную функцию.

Обычаи - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Табу - система запретов на совершение определенных действий.

Мононормы - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Агрокалендарь - документ, в котором устанавливались правила сельскохозяйственной деятельности.

Правопонимание - совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание.

Естественное право - совокупность ценностей и идеалов людей, которые не могут быть отняты у них в силу того, что дарованы им природой.

Позитивное право - система юридических норм, санкционированных или установленных государством и выраженных в форме законов и подзаконных актов.

Основная норма - главное правило поведения, находящиеся на вершине пирамиды юридических норм.

Право - система общеобязательных правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы государством, охраняются им, их нарушение порождает юридическую ответственность.

Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. Экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. Политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. Культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. Воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. Функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, то специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом, какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

Ключевые слова: Нормы; присваивающая экономика; производящая экономика; ритуал; обряд; табу; мононормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – стр.22-38

На уроке мы узнаем, как возникло право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний об особенностях и закономерностях возникновения права.

Сможем выявлять закономерности возникновения права.

Основное содержание урока.

Особый интерес представляет вопрос о том, как именно зародилось и возникло государство. Во взаимоотношениях между людьми всегда существовали противоречия, которые приводили к столкновениям. С точки зрения ряда учёных, человек использует право не только для решения конфликта.

В XIII в. в трудах известного философа Фомы Аквинского получила обоснование теологическая теория происхождения права. Согласно этой теории, право создано Богом для того, чтобы урегулировать взаимоотношение людей.

Теория естественного права разработана в трудах Конфуция, Аристотеля, Цицерона и др. Естественное право, согласно данной теории, присуще человеку от рождения, а потому нельзя пренебрегать правами, которые дарованы людям природой. Сторонники этого подхода считали, что все люди были равны и свободны.

Представители исторической теории (немецкие юристы Г. Гуго, К. Савиньи) считали, что действующее в государстве право не является совокупностью законов. Порождаемое народным сознанием, оно возникает неожиданно.

Основателями классовой теории считают известных немецких учёных К. Маркса и Ф. Энгельса. Они доказывали, что история человечества — это история классовой борьбы. Господствующий класс, захватив власть, возводит свою волю в закон. Право необходимо ему, чтобы подавить выступления недовольных, угнетённых.

Ученые пришли к выводу то право существовало не всегда. 10-12 тыс. лет назад началась неолитическая революция - процесс перехода от присваивающей экономики к производящей. Долгое время жизнь первобытного общества регламентировалась обычаями, ритуалами, обрядовыми и религиозными нормами. Социальными нормами первобытности являлись мораль, обряды, табу, традиции, обычаи, ритуалы. Правила поведения первобытного общества называются также мононормами - правила поведения людей первобытного общества, которые были выражены в обычаях, обрядах, религиозных ритуалах.

Говоря о закономерностях происхождения права, необходимо выделить характерные причины:

1. Переход к такому способу хозяйствования, который позволял не только обеспечивать себя продуктами питания, но и получать излишки.

2. Расслоение общества

3. Создание государства как особой политической организации

На рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Янцзы — возникают раннеземледельческие общества. В них зарождаются государства.

Возникновение государственных структур еще больше обозначило важность права, закрепившего нормы поведения людей. На формирование права в древневосточных государствах большое влияние оказали обычаи. Они стали охраняться государством. Нормы права не только защищали интересы правящей элиты, но и регламентировали условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, устанавливали и поддерживали общественный порядок.

В Древней Греции и Древнем Риме становление права было связано с постепенным разделением труда, развитием земледелия, скотоводства, ремесла и торговли. Органы родового управления постепенно превращались в институты государства.

В Европе становление права происходило одновременно с разложением родового строя и образованием феодального государства. Основным источником права был обычай. Обычаи фиксировались в так называемых варварских правдах: Салической, Ринуарской, Бургундской и др.

Правопонимание — совокупность теорий, которые объясняют сущность права, его содержание. Защитники естественно-правовой теории доказывали, что существует естественное и позитивное право. Однако окончательно данная теория оформилась в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Гроиия, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескьё. Начиная с периода Нового времени под естественным правом стали понимать прирождённые неотчуждаемые права человека: на свободу, равенство, собственность, жизнь.

Основоположником психологической теории являлся известный российский учёный Л.И. Петражицкий. Он доказывал, что право находится не в области разума, а в сфере чувств, эмоций и связано с психикой человека.

Среди теорий, связывающих право с системой норм, необходимо выделить нормативистскую теорию Г. Кельзена. Под правом Кельзен понимал систему иерархических норм, содержащихся в индивидуальных актах, договорах, актах должностных лиц, судебных решениях, подзаконных актах, законах, конституциях. Обязательность права не привносится, с точки зрения Кельзена, извне — государством, моралью, иными социальными условиями, а содержится в самом праве. Она выводится из так называемой основной нормы. Основная норма — главное правило поведения, находящееся на вершине пирамиды юридических норм.

Представители социологической школы права (австрийский правовед Е. Эрлих, американский учёный Р. Паунд и др.) доказывали, что право формируется в обществе и должно представлять собой совокупность правил, которые удобны для людей, ибо не навязываются извне.

Право выполняет в обществе определённые функции: регулятивную, охранительную, оценочную.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Правильный ответ

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде правовых терминов

Разбор типового контрольного задания

Разместите предложенные варианты ответов в пропуски

В _____________(А) нет единства в понимании _________(Б) права. По мнению одних правоведов, функции права – реализация его ____________ (В) значения, складывающееся из ____________(Г) общественного развития. Другие считают, что функции права – главные направления правового ________(Д) на общественные ___________(Ж).

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): 1) юриспруденции 2) функций 3) социального 4) потребности 5) воздействие 6) отношения

А-1, Б -2, В-3, Г -4, Д- 5, Е – 6, Ж -7

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6