Химия. 10 класс

Урок 14. Химия и здоровье человека

Конспект урока

Химия, 10 класс

Урок № 14. Химия и здоровье человека

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: урок посвящён знакомству с фармакологической химией. Учащиеся узнают химические формулы самых распространённых лекарств, их назначение и противопоказания, научатся пользоваться инструкцией к лекарственным препаратам.

Глоссарий

Амоксициллин – антибиотик широкого спектра действия группы пенициллинов, оказывает сильное противовоспалительное действие.

Аспирин – ацетилсалициловая кислота, лекарственный препарат, оказывающий жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее действие.

Анафилактический шок – быстро развивающаяся аллергическая реакция при попадании в организм аллергена, без оказания своевременной медицинской помощи может закончиться летальным исходом.

Интерферон – иммуномодулирующий лекарственный препарат, оказывает противовирусный эффект.

Парацетамол – параацетиламинофенол, лекарственное средство, оказывающее жаропонижающее и обезболивающее действие.

Фармакологическая (фармацевтическая) химия – наука о лекарственных препаратах, методах их синтеза, качественного и количественного анализа, о химических свойствах лекарств и их превращениях в организме.

Основная литература: Рудзитис, Г. Е., Фельдман, Ф. Г. Химия. 10 класс. Базовый уровень; учебник/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г, Фельдман – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.

Дополнительная литература:

1. Рябов, М.А. Сборник задач, упражнений и тесто по химии. К учебникам Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман «Химия. 10 класс» и «Химия. 11 класс»: учебное пособие / М.А. Рябов. – М.: Экзамен. – 2013. – 256 с.

2. Рудзитис, Г.Е. Химия. 10 класс : учебное пособие для общеобразовательных организаций. Углублённый уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М. : Просвещение. – 2018. – 352 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

История развития фармакологической химии

Человек с древних времён для лечения использовал природные средства: отвары и настои трав, мёд, животный жир. Целенаправленным созданием лекарственных препаратов впервые занялись алхимики. В XVI веке сначала арабские алхимики, позже – европейские, пытались создать эликсир бессмертия. Родоначальником ятрохимии – направления химии, занимавшейся создание лекарственных средств, считается швейцарский врач Парацельс.

Задачи фармакологической химии

В настоящее время фармакологическая (фармацевтическая) химия занимается не только созданием лекарственных препаратов, но и проводит их качественный и количественный анализ, проверяет подлинность лекарственных средств, степень их очистки от примесей, изучает превращения препаратов в организме.

Аспирин

Синтез ацетилсалициловой кислоты, известной нам как аспирин, был выполнен впервые французским химиком Шарлем Фредериком Жераром в 1853 году. В 1899 году немецкий химик Феликс Хоффманн, работавший в лаборатории фирмы «Bayer» запатентовал лечебный препарат на основе ацетилсалициловой кислоты, которой получил название «аспирин».

Аспирин применяют как жаропонижающее, противовоспалительное и обезболивающее средство. В малых дозах приём аспирина снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Являясь слабой органической кислотой, аспирин снижает рН крови, разжижает её, снижая риск образования тромбов. Но любой лекарственный препарат кроме лечебного действия имеет побочные эффекты. Например, аспирин может вызывать желудочное кровотечение, так как кислота раздражает слизистую оболочку желудка.

Парацетамол

Другое популярное лекарство – парацетамол (эффералган, калпол). Название происходит от сокращения названия действующего вещества препарата – параацетиламинофенола. Парацетамол входит в состав многих комбинированных препаратов. Обладает жаропонижающим и обезболивающим эффектом. Побочные эффекты при бесконтрольном приёме парацетамола – нарушение функций печени и почек, анемия, аллергические реакции.

Пенициллин и его производные

Эпоха антибиотиков – мощных препаратов антибактериального действия началась с момента открытия в 1928 году Александром Флемнигом пенициллина. В настоящее время синтезировано большое число лекарственных препаратов на основе пенициллина. Один из них – амоксицилллин (аугментин, флемоксин), эффективный при лечении инфекционных заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, кожи. Любые антибиотики следует принимать только по назначению врача и в строго указанной дозировке. Дело в том, что антибиотики уничтожают не только болезнетворные бактерии, но и полезную микрофлору кишечника. Происходит нарушение функции печени, почек, нервной системы, развивается гемолитическая анемия. В аптеках антибиотики продают только по рецепту врача. Часто на антибиотики возникает аллергическая реакция. Самое тяжёлое проявление аллергии – анафилактический шок, когда в ответ на попадание в организм аллергена быстро падает артериальное давление, происходит угнетение сознания, могут возникнуть судороги. Если вовремя не оказать медицинскую помощь при возникновении анафилактического шока, может наступить летальный исход.

Интерферон

Антибиотики эффективны при борьбе с болезнетворными бактериями, но абсолютно бесполезны и даже вредны при лечении вирусных заболеваний, таких как грипп. Для лечения вирусных заболеваний используют лекарственные препараты, усиливающие иммунитет человека. Одним из таких препаратов является интерферон (альфаферон, вэллферон). Интерферон – препарат белковой природы, выделяют из донорной крови. При его применении может возникнуть аллергия на чужеродный белок. Интерферон нельзя применять человеку, недавно перенесшему инфаркт миокарда, страдающему эпилепсией. Не рекомендуется применение интерферона беременным и кормящим женщинам, а также детям в возрасте до одного года.

Активированный уголь

Доступным и эффективным препаратом, назначаемым при отравлениях, кишечных инфекциях является активированный уголь. Это вещество является отличным сорбентом, то есть поглощает токсичные вещества, которые попали в кишечник. Активированный уголь является антацидом, то есть снижает кислотность. Но при одновременном приёме активированного угля с другими лекарственными препаратами он снижает их эффективность.

«Всё есть яд и всё есть лекарство»

Как Вы уже поняли, не существует абсолютно безопасных лекарств. Принимать лекарства следует только по назначению врача, предварительно внимательно изучив инструкцию к лекарственному препарату.

Среди синтезированных лекарственных препаратов есть и такие, которые вызывают привыкание. Это может привести к возникновению тяжёлого заболевания – наркомании. Некоторые вещества даже при однократном приеме вызывают болезненную зависимость. К серьёзным необратимым нарушениям в работе организма приводит и частое употребление алкоголя, развивается болезнь – алкоголизм. Лечение наркомании и алкоголизма – длительный процесс, здесь недостаточно профессиональных знаний врача, необходимо желание выздороветь и сильная воля самого больного.

Если вы хотите посвятить свою жизнь поиску средств спасения человека от смертельных заболеваний, то должны хорошо знать химию, чтобы продолжить обучение по специальности «Фармацевтика».

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЙ ЗАДАЧ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Расчет максимально допустимого количества лекарственного препарата

Условие задачи: Массовая доля парацетамола в одной таблетке аскофена массой 0,50 г составляет 40%. Максимальная разовая доза парацетамола для взрослого человека составляет 1 г. Какое максимальное количество таблеток аскофена можно принять взрослому, чтобы не допустить передозировки?

Шаг первый: найдем, какая масса парацетамола содержится в одной таблетке аскофена. Для этого составим пропорцию:

0,5 г составляет 100 %, а х г составляет 40 %.

х = (0,5·40) : 100 = 0,2 (г).

Шаг второй: найдём количество таблеток, в которых в сумме будет 1 г парацетамола.

1 : 0,2 = 5 (таблеток)

Ответ: 5.

2. Расчёт необходимого количества упаковок лекарства

Условие задачи: при назначении амоксициллина детям врач исходит из допустимой дозировки 65 мг на каждые 10 кг массы тела при однократном приёме. Для поддержания постоянной концентрации препарата в крови интервал между приёмами лекарственного средства должен составлять 8 часов. Сколько упаковок лекарственного препарата по 10 таблеток, содержащих каждая 250 мг амоксициллина, необходимо для лечения ребёнка массой 40 кг, если предполагается приём таблеток в течение 5 дней?

Шаг первый: найдём дозировку для однократного приёма амоксициллина ребёнком с массой тела 40 кг.

(65 : 10)·40= 260 мг.

Эта дозировка соответствует 1 таблетке на разовый приём.

Шаг второй: найдём, сколько таблеток в день должен принимать ребёнок, если интервал между приёмами лекарства составляет 8 часов.

В сутках 24 часа. 24 : 8 = 3.

Таблетки следует принимать три раза в день.

Шаг третий: найдём общее количество таблеток, которое необходимо для курса лечения.

3·5·1 = 15 (таблеток).

Шаг четвёртый: Одна упаковка содержит 10 таблеток, то есть 15 : 10 = 1,5. Но упаковки продаются только целиком, то есть требуется купить на курс лечения 2 упаковки амоксициллина.

Ответ: 2 упаковки.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6