Экономика. 10 класс

Урок 12. Экономика фирмы: затраты, их виды

Экономика фирмы: затраты, их виды
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

На уроке мы узнали:

Издержки – денежная оценка затрат всех факторов производства, т.е. затраты на производство товара. Есть несколько видов издержек.

Постоянные издержки – издержки, не связанные с объёмом производства (аренда помещения). Переменные издержки – издержки, меняющиеся в зависимости от объёма производства (затраты на материалы).

Общие издержки – сумма постоянных и переменных издержек.

Средние издержки – издержки фирмы на одну единицу продукции.

Таким образом, средние постоянные издержки – это постоянные издержки фирмы в расчёте на единицу продукции.

Средние переменные издержки – переменные издержки на одну единицу продукции.

Средние общие издержки – стоимость производства единицы продукции.

Экономика фирмы: затраты, их виды

Перетащите блоки так, чтобы получилась правильная схема.

Экономика фирмы: затраты, их виды

Экономические и бухгалтерские издержки

Ранее в уроках мы сталкивались с понятием «альтернативная стоимость». Это цена выбора. В предпринимательстве так же остро стоит проблема выбора. Фирма, помимо закупаемых средств производства, использует и собственные, которые можно было бы пустить на другие цели. Поэтому мы сталкиваемся с ещё двумя видами издержек.

Первый вид – это бухгалтерские. Их ещё называют явные. Это платежи фирмы продавцам ресурсов. Ранее в уроке мы работали именно с этим видом.

Однако есть и второй вид – экономические издержки. Их называют скрытыми или неявными. Бывают такие моменты, что фирма может воспользоваться собственными ресурсами, а не закупать новые. Директор фирмы может съездить на встречу на личном автомобиле, а не нанимать такси; начинающий предприниматель может работать у себя в квартире, а не снимать офис; фермер может использовать часть урожая как посадочный материал на следующий год вместо того, чтобы закупить семена. Каждый из этих выборов снижал явные издержки, однако порождал скрытые. Ведь предприниматель мог сдавать квартиру, а не работать в ней, а фермер мог продать весь урожай и получить большую прибыль.

Сложности с определением вида издержек

Стоит заметить, что некоторые расходы бывает сложно однозначно определить к одному виду издержек.

Так, например, такая статья расходов фирмы, как электроэнергия, может относиться как к постоянным, так и к переменным издержкам. Это будет зависеть от того, на что идёт энергия – на обеспечение работы станков или на питание компьютера бухгалтера. В первом случае это переменные затраты. Чем больше производится продукции, тем больше предприятие платит за электроэнергию. Во втором же случае – постоянные. Бухгалтер работает независимо от объёмов производства фирмы.

То же самое касается, например, налогов. Есть налоги постоянные, например, на имущество, а есть те, которые зависят от объёма выпуска. Например, налог на прибыль или НДС.

Издержки в краткосрочный и долгосрочный период

По ходу урока мы разобрали, что заработная плата бухгалтера относится к постоянным издержкам. Однако, если предприятие расширилось, и штат бухгалтеров увеличился с одного бухгалтера на пятерых? Постоянная ли это издержка? Из-за того, что фирма не статична, она постоянно меняется, экономисты стали различать два временных периода – краткосрочный и долгосрочный. Они считаются не по количеству месяцев, а по тому, успела ли фирма изменить факторы, которые необходимы ей для производства.

Несложно догадаться, что краткосрочный период – это такой промежуток времени, за который предприятие не успевает изменить параметры своего производства. Именно в этот период мы можем говорить о постоянных и переменных издержках.

Долгосрочный период, напротив, достаточен для того, чтобы поменять количество всех используемых факторов производства. В этом периоде не существует понятия «постоянные издержки».

Понятие себестоимость

Давайте познакомимся с ещё одним показателем, который очень близок к понятию издержки. Это себестоимость.

Себестоимость сочетает в себе не только количество денег, которое предприниматель потратил на создание товара, но и то количество денег, которое он потратил на его реализацию.

Чтобы предприятие приносило прибыль, нужно не только произвести достаточное количество товара, но и доставить его потребителям. Нужно продумать каналы сбыта, правильную маркетинговую кампанию (которая включает в себя как ценовую политику, так и рекламную кампанию). Всё это требует затрат, порой гораздо больших, чем на само производство.

Другими словами, это более широкое понятие, и именно по себестоимости фирма отсчитывает конечную стоимость продукции (путём добавления наценки).

Бизнес-план фирмы

Если вы хотите добиться успеха в бизнесе, то самым первым шагом для вас должно стать создание бизнес-плана. Бизнес-план – это как пошаговое руководство к действию, в котором вы чётко описали цель, задачи на пути к этой цели, проблемы, с которыми вы можете столкнуться, возможности, которые необходимо использовать.

Если грамотно составить бизнес-план, то уже на этом этапе без риска потерять собственные вложенные средства можно будет ответить на вопрос: а будет ли предприятие прибыльно? Стоит ли вкладывать в него деньги?

Из чего же состоит такой важный для бизнеса документ? Во-первых, оценка рынка. Перед тем как выйти на улицу из дома, мы смотрим прогноз погоды. Когда вы организуете фирму, вам нужно узнать состояние рынка, на который вы выходите: сколько фирм на нём действует, сколько прибыли они получают, сколько покупателей готовы покупать этот тип товара, каковы их доходы и так далее.

Получив эту информацию, можно переходить к следующей части, а именно – к маркетинговому плану. Он заключается в определении целевой аудитории вашего предприятия, разработке ценовой стратегии и рекламной кампании.

Следующий пункт – производственный и финансовый план. Вы должны определить количество оборудования и ресурсов, необходимых вам для производства, затраты, которые потребуются вам для производства и продвижения товара, и возможную прибыль.

Наконец, в бизнес-плане есть ещё один важный пункт – оценка рисков. Предприниматель должен проанализировать, с какими препятствиями он может столкнуться на пути развития бизнеса, продумать, как избежать этих рисков или минимизировать их последствия.

Конечно же, не существует единой инструкции создания успешного бизнеса. Но, составив бизнес-план, вы сможете создать свою. И помните, успех в бизнесе – это результат тщательного планирования и чёткого представления цели своего предприятия.

Амортизация и амортизационные отчисления

Для того, чтобы производить продукцию, фирме необходимо оборудование – станки, машины, печи и так далее. Все эти средства производства называются основным капиталом. Когда предприниматель закупает новый станок, он не вписывает его стоимость в ежемесячные издержки. Ведь он израсходуется не за один производственный цикл. Однако, его стоимость всё равно должна быть учтена в себестоимости продукции. Вот здесь и появляется понятие амортизации. Амортизация — это, проще говоря, стоимость износа оборудования. Предприниматель каждый месяц откладывает в специальный амортизационный фонд деньги – амортизационные отчисление. Они получаются путём деления стоимости станка на период его эксплуатации. Другими словами, если станок стоил 1 миллион рублей, и предполагается, что его продолжительность службы будет равна 10 годам, то каждый месяц мы должны откладывать по 8 333 рубля в амортизационный фонд. Это позволит не останавливать производство, когда станок придёт в негодность, а сразу приобрести новый по истечению срока его эксплуатации.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6