Экономика. 10 класс

Урок 17. Семейный бюджет

Тезаурус

Бюджет - финансовый план лица (субъекта), составляющего его на определённый период времени. Представляет собой двустороннюю таблицу, в которой в левом столбце отображаются все доходы, в правом - все расходы, внизу по каждому столбцу подсчитываются итоговые суммы и выводится конечный результат - сальдо. Сальдо = Доходы - Расходы.

Доход в широком смысле слова означает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью.

Закон Энгеля выражает зависимость структуры расходов семьи от изменения её доходов. Согласно данному закону, с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги несколько увеличивается, заметно возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей (путешествия, спорт, дополнительные медицинские, оздоровительные и образовательные услуги, активное интернет-пользование, приобретение книг, журналов, других источников информации).

Защита прав потребителей - официально установленные законом и другими нормативными документами правила, охраняющие потребителя, предотвращающие продажу ему некачественного товара, позволяющие компенсировать убытки потребителя от недобросовестной торговли.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - соотношение цены на товар или группу товаров в данном году к цене базисного года. Показывает, во сколько раз увеличились или уменьшились цены на товары и услуги за определённый период времени, начиная с определённого года.

Кредит - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику на условиях платности, возвратности и срочности.

Полезность благ - удовлетворение, которое получают люди от потребления благ; субъективная категория, измеряющихся в условных единицах - ютилях.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительский выбор - выбор рационального потребителя, максимизирующий его полезность в условиях ограниченности.

Расходы - затраты материальных и денежных средств, ресурсов в процессе производства в целях потребления.

Рациональный потребитель - потребитель, максимизирующий общую полезность от потребления товаров и услуг в рамках своего ограниченного бюджета.

Сбережения - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для удовлетворения будущих потребностей, предстоящих крупных покупок или других расходов.

Страхование - создание за счёт денежных средств предприятий, организаций, граждан специальных страховых фондов, предназначенных для возмещения ущерба.

Семейный бюджет

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Используется для расчёта величины прожиточного минимума.

Структура корзины состоит из трёх частей: продукты питания (50%), непродовольственные товары (25%) и услуги (25%). Объём потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Например, согласно утверждённой потребкорзине, в среднем на одного взрослого трудоспособного человека (от 16 лет) из продуктов питания в год полагается 18,5 кг рыбы, 58,6 кг мяса, 60 кг фруктов, 114,6 кг овощей, 126,5 кг хлебных продуктов (хлеб, макароны, мука, крупы, бобовые).

Из непродовольственных товаров положено шесть пар обуви на 3,2 года, верхней одежды (пальтовая группа) - три штуки на 7,6 года, два комплекта постельного белья на год, школьно-письменных товаров - три штуки на год и т. д.

Набор услуг включает в себя нормативы жилья, потребления электричества, воды, газа, затраты на общественный транспорт и пр. Так, на одного взрослого человека полагается 18 кв. м общей жилой площади, 285 литров холодной и горячей воды в день, 10 кубометров газа в месяц, 50 кВт-ч электроэнергии в месяц, 619 поездок на транспорте в год и др.

Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) - это индекс цен, который рассчитывается для определённой группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определённый период времени.

ИПЦ играет важную роль в экономике, т.к. является базовой величиной, служащей толчком для перерасчёта заработной платы, социальных выплат и иных платежей; тесно связан с показателями номинальных и реальных доходов населения.

Рассчитывается по формуле:

I = Wn  / Wr,

где I – ИПЦ;

Wn - номинальная зарплата;

Wr - реальная зарплата.

Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2018 годы можно посмотреть по нижеприведенным ссылкам:

  1. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm
  2. http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/i000860r.htm

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ выражает зависимость структуры расходов семьи от изменения её доходов. Согласно данному закону, с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги несколько увеличивается, заметно возрастает доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных потребностей (путешествия, спорт, дополнительные медицинские, оздоровительные и образовательные услуги, активное интернет-пользование, приобретение книг, журналов, других источников информации), появляется возможность часть денежных средств использовать в качестве капитала (хранение на банковских депозитах, приобретение акций, облигаций и т. д.). Графическим отображением данного закона являются кривые Энгеля. Они иллюстрируют зависимость между объемом потребления благ и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях.

В соответствии с Законом Энгеля, к категории бедных и беднейших относят семьи, доля затрат на питание которых составляет 80-100% от семейного бюджета, в среднезажиточных семьях эти затраты колеблются от 40 до 80%, в богатых и богатейших семьях этот показатель варьируется от долей процента до 40%. Данный критерий позволяет приблизительно оценить соотношение вышеупомянутых категорий населения в мире (70 : 20 : 10) и в современной России (55 : 35 : 10).

Данный закон также называют «качественными схемами поведения», согласно которым по мере увеличения дохода экономических агентов общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объёме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.

Сбережения.

Наиболее популярной формой сохранения семейных сбережений являются банковские депозиты.

В зависимости от условий оформления вкладов, банками чаще всего используются следующие 2 способа начисления процентов по вкладам:

  1. По формуле простого процента Mn = M*(1+i*n)
  2. По формуле сложного процента Mn = M*(1+i)n

где М — первоначальная сумма вклада;

i - ставка банковского процента;

n - временной период, за который начисляется процент;

Mn - конечная сумма к получению.

Страхование

Целью страхования является защита. Страхование играет ведущую роль в компенсации ущербов, и потребность в нём возрастает вместе с развитием экономики и цивилизации общественных отношений. Именно страхование может дать собственнику гарантию возврата полученного ущерба в случае утраты доходов или повреждения застрахованного имущества. Вся история человечества подтверждает объективную потребность общества в страховой защите, причём защите надежной и эффективной. Основная цель страховой деятельности может быть определена как удовлетворение общественной потребности в надёжной страховой защите от случайных опасностей, соответствующей общепринятым требованиям по финансовой надежности. Важнейшей целью страхования с макроэкономической точки зрения является аккумуляция денежных средств, уплаченных множеством страхователей, и инвестирование их в экономику. Инвестиционная эффективность страхования гораздо выше банковской, поскольку страхование является финансовым источником долговременных инвестиций.

В обществе страхование играет роль механизма, перераспределяющего денежные средства (страховой фонд) от всех членов общества (в случае социального страхования) или между членами конкретного страхового фонда (при коммерческом страховании) к тем, кто нуждается в финансовой помощи в результате происшедших с ними страховых случаев.

Страхование бывает следующих видов:

  1. социальное - обеспечивает определённые социальные условия жизни населения и, как правило, жестко регламентируется со стороны государства;
  2. имущественное страхование материальных ценностей граждан и имущества (активов) предприятий и организаций;
  3. личное - страхование трудоспособности, здоровья, жизни граждан;
  4. ответственности - предполагает ответственность страхователей выполнить страховые условия при нанесении ущерба третьим лицам;
  5. рисков - наиболее сложный вид страхования, что связано с трудностями расчёта риска.

Различают две формы страхования:

  1. обязательную, которая заключается на основе правовых актов Российской Федерации, определяющих перечень и регламент страхования;
  2. добровольную - перечень и регламент определяет непосредственно страховщик, исходя из собственных возможностей и спроса клиентов на отдельные конкретные виды страхования.

Деятельность страховых организаций в РФ регламентируется законом.

Рациональный потребитель, потребительский выбор, полезность благ

Каждый человек, осознанно или нет, постоянно находится в ситуации выбора: как с помощью ограниченных ресурсов наилучшим образом удовлетворить свои безграничные потребности. Выбор каждого человека индивидуален, так как все мы разные, и наши потребности в той или иной мере отличаются, отличаются цели, которые мы ставим перед собой, и в большей мере отличаются способы их достижения. Несмотря на это, с точки зрения экономической теории выбор каждого потребителя рационален. Это объясняется тем, что каждый потребитель, принимая решение о выборе, осуществляет его, исходя из наибольшей для себя выгоды – максимизации полезности от использования того или иного блага, приобретённого в рамках фиксированного (ограниченного) бюджета.

Следует отметить, что на потребительский выбор сильно влияет информация, которой обладает потребитель. Поступление актуальной информации может в корне изменить выбор потребителя.

Защита прав потребителей в РФ

Главным документом, регулирующим защиту прав потребителей в РФ, является закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. Однако, российское законодательство о защите прав потребителей не ограничивается только лишь данным законом. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему многих законодательных актов РФ, например Кодексом об административных правонарушениях, Гражданским, Уголовным кодексами, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

С июля 2004 года создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (РОСПОТРЕБНАДЗОР), являющаяся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. 

Также защита прав потребителей осуществляется различными общественными организациями. Например, Межрегиональная общественная организация Общество по защите прав потребителей «Общественный контроль» http://www.ozpp.ru/.

Основным направлением деятельности специалистов в области защиты прав потребителей является консультирование и досудебное решение вопросов потребителей, а также защита прав физических и юридических лиц в судебных инстанциях, содействие при реализации прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, а также на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение в области защиты прав потребителей.

Кривые Энгеля

Список литературы
  1. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с., стр. 86-89.
  2. Экономика. 10-11 классы: Учебник / А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная. – М.: Интеллект-Центр, 2016. – 496 с., стр. 37-54.
  3. Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2011. – 272 с., стр. 223-235.
  4. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015., стр. 44-59.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Учебный экономический словарь. – М.: Рольф, 2000. – 416 с., стр. 32, 35, 101, 113, 152, 246, 279, 299, 324.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6