Естествознание. 10 класс

Урок 7. Учимся классифицировать и систематизировать

Классификация и систематизация

Учимся классифицировать и систематизировать

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Классификация как теоретический метод познания направлена на структурирование имеющихся знаний путём разбиения на классы по существенному признаку.

Систематизация, по сравнению с классификацией, это более глубокое обобщение, которое отражает внутреннюю сущность объектов исследования. Систематизация, помимо обобщающей и объяснительной функции, часто выполняет и прогностическую.

Примеры систематизации в биологии

Представление информации в виде таблиц и графиков

Важной частью систематизации полученных экспериментальных данных является их анализ и представление в различных формах.

В качестве примера возьмём данные эксперимента о влиянии лекарственного препарата на скорость размножения бактерий и запишем в таблицу результаты.

Количество бактерий в пробе через 2 ч после начала опыта (млн клеток).

Использование диаграмм и графиков значительно облегчает восприятие результатов исследования. Диаграммы наглядно изображают зависимость между различными величинами.

На графике прослеживается зависимость между концентрацией изучаемого вещества и количеством бактерий в 1 мм3 питательного раствора. Концентрацию вещества мы считаем независимой переменной, так как можем задавать и изменять её по собственному усмотрению (аргумент функции, значения откладываются на оси абсцисс). Количество же бактерий считается зависимой переменной, поскольку она непосредственно зависит от первой величины и у нас нет других возможностей на неё повлиять (значение функции, значения – по ось ординат). Таким образом, на графике будет изображена функциональная зависимость количества бактерий от количества введённого в среду препарата.

Благодаря графику мы можем с большой вероятностью предполагать какое количество бактерий мы обнаружим при промежуточных значениях, которые не использовались в эксперименте, например при введении 1,5 мг или 8 мг вещества.

Таким образом, график данной функции позволяет исследователю предсказать количество бактерий в растворе в зависимости от концентрации изучаемого лекарственного препарата.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6