Естествознание. 10 класс

Урок 24. Энергетика живой клетки

Энергообмен в клетке

Каковы условия существования биологических систем?

Обязательным условием существования биологических систем являются потоки энергии. В этом заключаются ключевые различия между живой и неживой природой. Энергия не хранится в клетке, а поступает извне. Ключевую роль в трансформации энергии обеспечивает клетка, как элементарная структура живого. Специальные биохимические механизмы трансформируют одни виды энергии клетки в другие, для обеспечения необходимых функций клетки.

В любых процессах энергообеспечения можно выявить источник энергии, переносчик и непосредственный потребитель. Попробуем выявить эти элементы для живой клетки.

Что мы знаем об энергообмене в клетке?

Цели и задачи

Цель:

- обобщить и расширить знания учащихся об одном из фундаментальных свойств живого – способности преобразовывать одни виды энергии в другие.

Задачи:

- осмысление процессов энергетического обмена живого как необходимое условие его существования;

- выяснение механизма накопления и переноса энергии в клетке;

- осмысление сущности энергетического обмена как процесса трансформации разных видов энергии;

- на примере фотосинтеза рассмотреть механизм пластического обмена в клетках растений.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- как энергия запасается в клетке и в чём суть процессов гликолиза, брожения и клеточного дыхания;

- какие процессы проходят на световой и темновой фазах фотосинтеза;

- как связаны процессы энергетического и пластического обмена.

мы научимся:

- создавать модели, иллюстрирующие процессы энергетического обмена в митохондриях и фотосинтеза в хлоропластах;

- сравнивать информацию о пластическом и энергетическом обменах с целью выделения сходства и различий.

мы сможем:

- синтезировать знания об отдельных процессах метаболизма на основе которых делать вывод о единстве противоположностей как характеристики метаболизма в целом, невозможности его существования при нарушении процессов с одной стороны.

Процессы в природе

Расставьте подписи к изображениям. По составу элементов определите, какому процессу они соответствуют?

Вспомните, что является исходным веществом каждого из процессов, а также какие условия необходимы для протекания процесса.
Фотосинтез
Дыхание

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6