Естествознание. 10 класс

Урок 27. Второе рождение атомистики

Развитие атомной теории

Второе рождение атомистики

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Атомистические идеи практически не получили своего развития в Средневековье. В средневековой натурфилософии утвердилось аристотелевское учение о первоматерии и элементарных качествах.

Возрождение интереса к атомистике, почти забытой средневековой научно-философской мыслью, было обусловленного глубокими изменениями, произошедшими в экономической, политической, социальной и культурной жизни западноевропейского общества к XVI – XVII вв.

Античные атомистические идеи получили дальнейшее развитие в корпускулярных теориях, становление которых явилось важным этапом в развитии научных представлений о строении вещества в XVI – XVII веках.

Корпускулярные теории описывали материальный мир как совокупность огромного множества мельчайших частиц – корпускул, движущихся по законам механики. Геометрическими и механическими характеристиками частиц, образующих тела, объяснялись их свойства.

Корпускулярные концепции П.Гассенди, Р.Бойля и И.Ньютона, хотя и не имели экспериментального подтверждения в виду объективных причин, оказали определяющее влияние на развитие научных представлений о строении вещества, предложив идею, объяснять свойства веществ их микроструктурой.

Становление корпускулярных теорий XVII века было обусловлено не только проблемами научного поиска, но и целым рядом экстранаучных факторов (политических, экономических, эстетических, религиозных, исторических, культурных и т.д.).

Корпускулярные теории XVII века

Краткие биографические справки

Пьер Гассенди (1592–1655 гг.) – французский католический священник и мыслитель. Область научных интересов Гассенди была достаточно широкой: философия, математика, астрономия, физика, языкознание. Будучи профессором теологии, философии и математики, он преподавал в разных учебных заведениях Франции. Гассенди перевел труды Эпикура и развивал в собственных работах его атомистические идеи. Мыслитель активно участвовал в интеллектуальном и научном движении во Франции, был знаком со многими учеными своего времени Т. Гоббсом, Р. Декартом, Г. Галилеем, М. Мерсенном и др., с которыми он состоял в переписке и полемизировал.

Рене Декарт (1596–1650 гг.) – французский философ (основатель философского рационализма, получившего название картезианство), физик, математик и физиолог. Декарт учился в иезуитской школе, а затем в университете. Декарт участвовал в Тридцатилетней войне, затем путешествовал по Европе. Опасаясь преследований католической церкви, покинул Францию и поселился с 1629 г. в Нидерландах, где прожил около 20 лет. Декарт внес существенный вклад в развитие математики (является основоположником аналитической геометрии, сформулировал некоторые математические понятия и ввел многие алгебраические обозначения), считал математику универсальным методом познания. Его труды по механике и оптике оказали влияние развитие физики. Декарт также занимался исследованиями по теории познания и физиологии (с его именем связывают появление представлений о рефлексе). Философия Декарта оказала существенное влияние на развитие европейской философской и научной мысли.

Роберт Бойль (1627–1691 гг.) – английский аристократ, физик, химик и богослов. Получив образование в одном из элитных колледжей Англии (Итон), Бойль продолжил образование в Женеве и Флоренции. Вернувшись на родину, он занимается теологией и философией. Активно участвуя в деятельности научного движения в Англии, Боль в последствие становится одним из основателей Лондонского королевского общества. С 1654 г. оборудует на собственные средства лабораторию в Оксфорде и занимается химией и физикой. Одним из ассистентов Бойля был Р.Гук. Бойль считается основоположником химии как самостоятельной науки. Ученый внес существенный в клад в становление экспериментальной физики и химии.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6