Обществознание. 10 класс

Урок 13. Противоречивость социальных изменений

Противоречивость социальных изменений

Что, на ваш взгляд, преобладает в историческом развитии стран и народов — черты сходства или различия? Становится ли человеческое общество со временем всё более совершенным? Каким может быть мир в XXI веке? Существует ли единый путь развития для всех государств, или каждая страна движется в будущее своей дорогой? Можно ли в будущем сделать условия жизни на нашей планете более благоприятными, нежели сейчас?

Цели и задачи

Цель:

  • расширение знаний об общественном прогрессе и его критериях, а также о противоречивости социальных изменений.

Задачи:

  • выделять противоречивость процесса глобализации;
  • характеризовать глобальные проблемы современности;
  • иллюстрировать примерами эволюционное и революционное социальное развитие;
  • характеризовать две формы развития общества - эволюцию и революцию; 
  • определять признаки прогресса и регресса;
  • анализировать характерные черты, формы проявления и критерии прогресса; определять на конкретных примерах позитивные и негативные последствия прогресса.
  • развивать внимательность и наблюдательность при решении кроссвордов, филвордов о противоречивости социальных изменений;
  • контролировать свои успехи на уроке.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • что такое общественный прогресс и регресс;
  • в чём выражается противоречивость процесса глобализации;
  • каковы основные глобальные проблемы современности;
  • в чём заключается противоречивый характер прогресса;

мы научимся:

  • характеризовать общественный прогресс и регресс;
  • выявлять сходства и различия;
  • определять признаки эволюционного и революционного развития общества;

мы сможем:

  • иллюстрировать примерами основные комплексы институтов общества и сферы общественной жизни;
  • определять противоречия в социальных явлениях;
  • иллюстрировать примерами эволюционное и революционное социальное развитие;
  • анализировать характерные черты, формы проявления и критерии прогресса;
  • определять на конкретных примерах позитивные и негативные последствия прогресса.
Характеристики определений

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

Если затрудняетесь ответить, посмотрите ещё раз видеоролик.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕГРЕСС

РЕВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ

РЕФОРМА

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

развитие общества в результате непрерывных изменений, плавно переходящих из одного в другое

направление развития по восходящей линии, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества

направление развития по нисходящей линии, для которого характерен переход от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации

усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы

изменения в обществе, переход всех общественных отношений в новое качество

коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6