Экономика. 11 класс

Урок 4. Экономический цикл

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №4 «Экономический цикл»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Экономический цикл.
  • Деловая активность.
  • Фазы экономического цикла.
  • Виды экономического цикла.
  • Причины экономических циклов.

Глоссарий по теме: экономический рост, депрессия, кризис, подъём, пик, спад.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономический рост и экономическое развитие в стране не всегда происходят равномерно. Более того, не в каждой стране эти процессы проходят с одинаковой скоростью и успешностью. Деловая активность переживает периоды подъёма и спада в производстве валового внутреннего продукта и образует общую тенденцию экономического развития – тренд.

На рынках отдельных товаров экономическая ситуация постоянно меняется – то улучшается, то становится хуже. Меняются спрос и предложение, падает или возрастает объём продаж, которые рынок способен отрегулировать самостоятельно. В 1929-1933 гг. в США произошёл крупнейший в мире экономический кризис, получивший название Великой депрессии. Тогда в стране реальный ВВП сократился более чем на 30%, рыночные цены упали на 40%, а работу потеряли 25% трудоспособного населения. Такое снижение показателей экономики целого государства уже не объяснить изменениями на отдельных рынках, ситуация явно начинает принимать особый масштаб и системный характер. Значит, за краткосрочными изменениями спроса и предложения могут таиться более сложные и долгосрочные процессы. В связи с этими наблюдениями и появилась теория экономических или деловых циклов.

Под экономическим циклом мы понимаем повторяемые колебания экономической или деловой активности в стране.

Экономический цикл включает фазы подъёма, пика, спада и кризиса (низшей точки спада).

Экономический цикл схематично измеряют как промежуток между двумя пиками синусоиды или как промежуток между низшими точками спада.

Рассмотрим фазы экономического цикла подробнее.

Пик экономического цикла – это период самой высокой деловой активности всех макроэкономических агентов. В области точки пика образуется экономический бум, когда промышленность выпускает максимально возможное количество продукции, инвестиции в производство, занятость населения и расходы домашних хозяйств высоки. С ростом покупательской способности увеличиваются цены на товары и услуги, что порождает высокий уровень инфляции. Безработица, наоборот, находится на минимальном уровне. Такое интенсивное поглощение ресурсов частного и государственного сектора приводит к «перегреву» экономики. Начинается фаза спада.

Спад или рецессия сопровождаются снижением деловой активности. Население, удовлетворив потребности во время бума, начинает экономить финансы и меньше тратит. Аналогично ведут себя и предприятия, затоваренные складскими запасами сырья и готовой продукции. Объёмы производства снижаются, появляются лишние рабочие. Цены стабилизируются. Экономическая ситуация усугубляется и переходит в состояние депрессии, когда закрываются предприятия, как следствие, растёт безработица, инвестиционные процессы замедляются. Наступает кризис.

Кризис – это дно экономического цикла, когда уровень производства, реальный ВВП, уровень жизни и цены падают, безработица и банковские ставки достигают предельных значений. Экономическая ситуация приобретает политический и общественный резонанс.

Подъём как фаза экономического цикла подразделяется на оживление экономической ситуации до состояния предыдущего пика – экономика выходит из кризиса, снижается ставка рефинансирования, что оживляет предпринимательскую активность, увеличивает инвестиции в производство, возрождает рабочие места, безработица начинает снижаться, потребительский спрос возрастает. Начинается следующий этап подъёма – экспансия, когда деловая активность выходит на пиковые значения прошлого цикла и постепенно приближается к состоянию экономического бума.

Рисунок 1 – Схема экономического цикла

Почему же экономика функционирует циклично?

Рассмотрим причины, которые действуют на экономику страны как внутри, так и извне. Например, научные открытия, изобретения новых способов производства, войны, революции, международные экономические взаимодействия оказывают внешнее влияние. Изменение законодательства, потребительских расходов, инвестиционных процессов – факторы внутренних воздействий на экономические циклы. Задача государства – эффективно использовать рыночные механизмы для сглаживания экономических циклов, не допуская резких перепадов экономики из перегретого состояния в кризисное. Для предотвращения перегрева экономики государство может повысить налоги, повысить ставку рефинансирования для коммерческих банков и повысить предложение своих ценных бумаг на финансовом рынке. Для возобновления экономического роста в период спада государство, наоборот, может снизить налоги и ставку рефинансирования для банков, сократить продажу ценных бумаг, а часть ранее выпущенных – скупить.

В 1980-х годах такую политику проводил в США Рональд Рейган, в результате экономический рост в стране ускорился, а мир получил название таких мер – «рейганомика».

Виды экономических циклов

С учётом долгосрочности действия выделяют следующие виды циклов:

  • столетние – обусловленные такими глобальными событиями, как появление паровой машины в XVIII веке, изобретение электричества в XIX веке, научно-технической революции в XX веке – использование атомной энергии, лазеров, компьютеризации;
  • пятидесятилетние или циклы Кондратьева связаны с износом промышленных сооружений и со сменой технологического уклада, совокупности производств, которые имеют один технический уровень и синхронное развитие;
  • десятилетние или классические циклы связаны с физическим износом промышленного оборудования, необходимостью инвестиций в его обновление;
  • краткосрочные циклы, от двух до четырёх лет, связаны с моральным устареванием промышленного оборудования, обновление которого крайне важно для развития инновационных, высокотехнологичных отраслей экономики.

Необходимо отметить, что разные по продолжительности экономические циклы могут совпасть своими кризисными областями и вызвать разрушительные последствия не только для отдельного государства, но и для мировой экономики. В 2008 году произошел всемирный финансово-экономический кризис. Обвал на рынке ипотечного кредитования США снизил на 20% цены на недвижимость, рухнули крупнейшие американские банки Bear Stearns и Lehman Brothers, тем самым вызвав кризис кредитования крупных фирм и производителей, цепную реакцию на биржах. Цена на нефть упала со 147 до 40 долларов за баррель. Экономическая ситуация приобрела глобальный масштаб.

Резюме теоретической части

Подведём итоги. Деловая активность переживает спады и подъёмы, тем самым обуславливает неравномерность экономического развития. Экономический кризис сопровождается банкротством предприятий, ростом безработицы и снижением ВВП. Экономический бум – это рост национального производства, высокая занятость населения и рост цен. На экономические циклы воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Четыре разных по продолжительности вида экономических циклов способны оказать катастрофическое воздействие на мировую экономику, если войдут в резонансное состояние.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите 4 слова, относящихся к теме урока.

Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для выполнения задания необходимо найти ключевые слова внутри квадрата из букв:

Экспансия – превышение экономического подъёма значения прошлого пика.

Рецессия – спад деловой активности.

Депрессия – предкризисное состояние экономики.

Инфляция – обесценивание национальной валюты.

Ответ: на рисунке 3.

Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. Выберите правильные ответы.

Из предложенного перечня выберите названия видов экономических циклов:

А) пятидесятилетние;

Б) восьмидесятилетние;

В) десятилетние;

Г) однолетние.

Для выполнения задания необходимо вспомнить классификацию экономических циклов по долгосрочности действия. Определить отсутствие в классификации однолетних и восьмидесятилетних циклов и сделать выбор вариантов ответов А и В.

Ответ: А, В.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва, Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 112–117.
  2. Бойко, М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 439–459.
  3. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования / под ред. С. И. Иванова. – в 2-х книгах. – М. : Вита-Пресс, 2016. – Кн.2 – С. 153–163.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

  1. Аргументы и факты. Экономические циклы. Теория и реальность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/market/22169
  2. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economicportal.ru/ponyatiya-all/ekonomicheskij-cikl.html
  3. Сайт Познайка. Показатели экономического цикла [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://poznayka.org/s47227t1.html

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6