Экономика. 11 класс

Урок 16. Международная торговля: абсолютные и сравнительные преимущества

Международная торговля: абсолютные и сравнительные преимущества
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

На уроке мы узнали:

Абсолютное преимущество имеет страна, если она производит товар более эффективно. Сравнительное преимущество имеет страна, если она производит товар с меньшими альтернативными издержками, чем другие страны.

Экспорт – это реализация товаров и услуг в другие страны.

Импорт – это ввоз на территорию страны иностранных благ. Разница между экспортом и импортом называется сальдо торгового баланса.

Внешнеторговый оборот страны – это сумма экспорта и импорта страны.

Проблемы развития, которые касаются каждого, имеют всеобщий характер, называются глобальными.

Глобальных проблем достаточно много: экологическая, демографическая, проблема нехватки ресурсов, проблема сохранения мира, проблема терроризма.

Международная торговля: абсолютные и сравнительные преимущества

Принцип сравнительного преимущества рассмотрим на примере двух стран — Франции и Германии. Каждая из них производит среди прочих два вида товаров: сыр и шоколад. Возможности производства этих товаров (в час) обеими странами показаны в таблице (цифры условные).

Таблица 1 - Производство Франции и Германии

Страна

Сыр, т

Шоколад, т

Франция

15

18

Германия

20

30

Абсолютное преимущество в производстве обоих товаров имеет Германия. Но если бы эти страны решили торговать друг с другом, то они должны были определить, какой товар продавать, а какой – покупать. Здесь вступает в силу принцип сравнительного преимущества.

Допустим, Франция выбирает производство сыра (15 т), при этом она отказывается от производства шоколада (18 т). Для того, чтобы можно было сопоставить потери обеих стран, следует определять потери в расчёте на одну единицу товара:

15 т сыра = 18 т шоколада

или

1 т сыра = 18 ÷ 15 т шоколада

1 т сыра = 1,2 т шоколада.

Эти потери — альтернативная стоимость производства сыра для Франции.

Если Германия также выберет производство сыра (20 т), то она откажется от 30 т шоколада. Определим альтернативную стоимость:

20 т сыра = 30 т шоколада

или

1 т сыра = 30 ÷ 20 т шоколада

1 т сыра = 1,5 т шоколада.

Альтернативная стоимость производства сыра в Германии больше, чем у Франции. Поэтому Франция должна специализироваться на производстве сыра, а производство шоколада выгоднее Германии.

Проверим это расчётами.

Альтернативная стоимость 1 т шоколада будет равна:

А) Франция

15 т сыра = 18 т шоколада

или

1 т шоколада = 15 ÷ 18 т сыра

1 т шоколада = 0,83 т сыра.

Б) Германия

20 т сыра = 30 т шоколада

или

1 т шоколада = 20 ÷ 30 т сыра

1 т шоколада = 0,67 т сыра.

Действительно, альтернативная стоимость производства шоколада у Германии меньше.

Задание.

Приведённая ниже таблица показывает количество компакт-дисков (CD) и кг говядины, которое может быть произведено за один час в двух странах (цифры условные).

Проведите необходимые расчёты и ответьте на вопросы. 

Современные тенденции развития мирового хозяйства

Современные тенденции развития мирового хозяйства

Принято считать, что процесс формирования мирового хозяйства, начавшийся в XVI в., завершился на рубеже XIX-XX столетий. Мировое хозяйство — это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Сегодня производство и продажа товаров – это глобальный процесс, в который вовлечены производственные и финансовые ресурсы многих стран. При этом не только граждане и фирмы, но и государства руководствуются в своей внешнеэкономической деятельности нормами международного права.

Глобализация – это усиление взаимозависимости и взаимовлияния национальных экономик, это постепенное превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Такое комплексное взаимодействие фирм, государств и международных организаций обеспечивает самое эффективное использование ресурсов разных стран. Сейчас бывает трудно определить, в какой стране произведён товар, если учесть, что отдельные этапы создания товара – научные разработки, добыча сырья и производство материалов, изготовление отдельных узлов, сборка, реклама – проходили в разных странах.

Причины глобализации многообразны: экономические, научно-технические, информационные, организационные и социокультурные. Основными факторами, ускоряющими глобализацию, являются:

  • открытость рынков товаров и услуг, рынков факторов производства;
  • единство инструментов и методов проведения экономической политики;
  • развитие наукоёмких технологий, развитие средств транспорта, связи и интернет-технологий;
  • усиление роли международных экономических организаций, в том числе транснациональных корпораций.

Выделяют несколько форм экономической интеграции.

 

Рисунок 1 - Формы экономической интеграции

Рисунок 1 - Формы экономической интеграции

Глобализация может создавать угрозу для национальной экономической безопасности отдельных стран в случае их слишком высокой зависимости от поставок продовольствия, энергоресурсов из-за рубежа. Дальнейшее усиление глобализации вызывает обострение глобальных проблем, например, экологические кризисы, мировые финансовые кризисы.

Учёные подчёркивают противоречивость процесса глобализации.

  • С одной стороны, она ведёт к более эффективному распределению ресурсов между странами, развитию конкуренции и стимулированию научно-технического прогресса. Это способствует росту всеобщего благосостояния.
  • С другой стороны, глобализация приводит к дальнейшему усилению неравномерности распределения доходов, усилению технологического отставания многих стран. Растёт зависимость стран от ситуации на мировых товарных и финансовых рынках, растёт структурная безработица из-за падения конкурентоспособности многих отраслей национальных хозяйств. «Тот, кто имеет союзников, уже не вполне независим» (Г. Трумэн).

К современной тенденции развития мирового хозяйства относятся: экономическая интеграция, выравнивание уровней развитых национальных экономик, сохранение экономических противоречий между странами, необходимость решения глобальных проблем.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6