Естествознание. 11 класс

Урок 50. Ответственность человека за состояние биосферы

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 50. «Ответственность человека за состояние биосферы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какой смысл вкладывают в понятия «этика», «нравственность», «ответственность»?
  • Какие существуют линии поведения ученого по отношению к пути использования своих научных трудов?
  • Как можно оценить собственный вклад в сохранение биосферы планеты?
  • В чем состоит смысл моральной ответственности ученого перед человечеством и какие примеры можно привести?
  • Что такое рациональное природопользование?

Глоссарий по теме:

Биосфера (греч. bios — жизнь, sphaira — шар, сфе­ра) – это внешняя оболочка планеты Земля, включающая часть атмосферы до высоты 25-30км (до озонового слоя), почти вся гидросфера и часть литосферы до глубины 3 км. Особенностью этих частей биосферы является то, что они населены живыми организмами, которые в совокупности составляют живое вещество планеты.

Глобальные экологические проблемы – нарушения биосферы, которые характеризуются невозможностью их устранения силами одного государства, а требуют усилий со стороны мирового сообщества.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, многократно используются все отходы производства.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 211-216.
  2. Одум Ю. Экология / Одум Ю., М. Наука, 1986, Т.1. с. 45-78.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Информационный портал «экологические проблемы России» URL: https://promdevelop.ru/ekologicheskie-problemy-rossii-sposoby-ih-resheniya/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Современный мир находится на границе двух подходов к взаимодействию природы и человека – антропоцентрического, при котором человек позиционировал себя «царём природы», его интересы ставились во главу угла, и наиболее прогрессивного – биоцентрического, при котором социум рассматривается, как неотъемлемая часть биосферы, её подсистема. Переход на новую систему взглядов прослеживается во всех областях жизни – науке, культуре, промышленности, хозяйстве. В рамках биоцентрического подхода говорят об ответственности человека за состояние биосферы Земли, необходимости гармонизации отношений с ней.

Cовокупность современных экологических проблем проблем складывается в общую ситуацию экологического кризиса.

Ввиду возникших по вине человека глобальных экологических проблем сегодня человечеству необходимо принимать меры по их решению, в частности:

1. Создавать земли особого правового статуса – особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), на которых хозяйственная деятельность запрещена либо ограничена.

2. Инвестировать средства в развитие «зеленой экономики» - это, к примеру, разработка и внедрение ветровых двигателей, солнечных батарей, электромобилей и иных технологий, позволяющих минимизировать влияние на окружающую среду.

3. Осуществлять вторичную и третичную переработку мусора, используя отходы, как ресурсы для производства.

4. Развивать технологии в области совершенствования очистных сооружений.

5. Развивать правовое поле в области охраны окружающей среды, а также правосознание общества в данной области, то есть адекватное восприятие людьми необходимости осознанно подходить к пользованию природными ресурсами.

6. Вкладывать средства в восстановление нарушенных природных экосистем, например, осуществлять рекультивацию земель, создавать зеленые насаждения на месте вырубленных лесов.

Перечисленные меры – это меры, принимаемые в совокупности всем человечеством, при этом, каждый человек сегодня может внести собственный вклад в снижение антропогенной нагрузки на биосферу, если предпринимает следующие шаги:

1. Экономия топлива, например, пользование автомобилем втроем. В европейских странах для тех граждан, которые подвозят на своих автомобилях соседей и знакомых, создают специальные выделенные дорожные полосы.

2. Снижение потребления электроэнергии, например, выключать телевизор и свет в тех комнатах, где никто не находится, использовать светодиодные лампы, потребляющие меньшее количество электроэнергии.

3. Передача ненужных вещей на различные волонтерские пункты сбора и благотворительные организации, а не просто их утилизация.

4. Снижение количества производимого мусора – например, уменьшение числа используемых пластиковых пакетов.

Важную роль в развитии ответственности человека перед биосферой играет сегодня контроль использования научных открытий таким образом, чтобы не усугублять существующую ситуацию. Современное развитие науки и техники и скорость развития научной мысли позволяет как нанести биосфере еще больший ущерб, так и напротив, обеспечить гармонизацию отношений человечества и биосферы, их совместное развитие – коэволюцию.

Это обуславливает необходимость на современном этапе оценивать любое новое научное знание не только с точки зрения его истинности и выгоды, которую оно может принести человечеству, но и с точки зрения этичности его использования. Этика – это область знаний и представлений об оценке конкретного феномена с позиции нравственности и общественной морали.

Наиболее простым примером является запрет на использование ядерного оружия – некоторые страны, в том числе и Российская Федерация, сегодня имеют техническую возможность создать и использовать его, однако по этическим причинам и на основании договоренности между странами. По этой же причине, к примеру, введен запрет на клонирование человека. С точки зрения этики научного знания, сегодня любое научное открытие следует оценивать с точки зрения того, какую вред или пользу оно может принести биосфере.

Это выводит на первый план проблему ответственности любого ученого за свои открытия. Проблема ответственности ученого за свою деятельность и научные открытия неоднократно поднималась в художественной литературе, например, это романы Дж. Оруэлла («1984»), Р.Бредбери («451 градус по Фаренгейту»), Е.Замятина («Мы»), братьев Стругацких («Трудно быть богом»), М.Шелли («Франкенштейн»), Г. Уэллс («Человек-невидимка») и др.

Добросовестность ученого и его ответственность за сови научные открытия проявляется:

- в продумывании и точном проведении всех этапов своих исследований;

- в доказательности полученных им знаний, в их неоднократной проверке;

- в объективности и научной честности, в стремлении к истине;

- в беспристрастности.

В области ответственности человека за состояние биосферы ответственность ученых проявляется в планировании и разработке механизмов рационального природопользования.

Природопользование — это деятельность человечества, направленная на удовлетворение своих потребностей через использование природных ресурсов.

Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой:

- полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

- обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

- многократно используются все отходы производства.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Выводы:

В рамках биоцентрического подхода говорят об ответственности человека за состояние биосферы Земли, необходимости гармонизации отношений с ней.

Сегодня деятельностью человека вызваны такие глобальные экологические проблемы, как загрязнение Мирового океана, деградация почв, сокращение биоразнообразия, возникновение огромного количества отходов. Ввиду возникших по вине человека глобальных экологических проблем сегодня человечеству необходимо принимать меры по их решению, в частности:

1. Создавать земли особого правового статуса – особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки), на которых хозяйственная деятельность запрещена либо ограничена.

2. Инвестировать средства в развитие «зеленой экономики» - это, к примеру, разработка и внедрение ветровых двигателей, солнечных батарей, электромобилей и иных технологий, позволяющих минимизировать влияние на окружающую среду.

3. Осуществлять вторичную и третичную переработку мусора, используя отходы, как ресурсы для производства.

4. Развивать технологии в области совершенствования очистных сооружений.

5. Развивать правовое поле в области охраны окружающей среды, а также правосознание общества в данной области, то есть адекватное восприятие людьми необходимости осознанно подходить к пользованию природными ресурсами.

6. Вкладывать средства в восстановление нарушенных природных экосистем, например, осуществлять рекультивацию земель, создавать зеленые насаждения на месте вырубленных лесов.

Главная задача человечества на современном этапе — это не защита какого-то количества видов живых организмов или территорий от угрозы исчезновения, а сочетание высокого уровня продуктивности своей хозяйственной деятельности с сохранением функционирования биосферы и гармонизации отношений с ней.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Совместная гармоничная эволюция человека и биосферы это:

1) биосферная функция;

2) биогеохимический цикл;

3) коэволюция;

4) экологическая экспертиза.

Правильный ответ: 3) коэволюция

2. Рациональное природопользование – это система природопользования, при которой (выберете несколько правильных ответов):

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства;

4. не выбрасывается мусор.

Правильный ответ:

1. полно используются изымаемые природные ресурсы и уменьшается объем их потребления;

2. обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов;

3. многократно используются все отходы производства.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6