Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс

Урок 14. Воинская обязанность

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

11 класс

Урок № 14

Воинская обязанность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Основные понятия о воинской обязанности.
  2. Организация воинского учета первоначальная постановка граждан на воинский учет.
  3. Обязанности граждан по воинскому учету.
  4. Требования к индивидуальным качествам граждан по сходным воинским должностям.
  5. Боевое знамя – символ воинской чести.
  6. Ордена – почетные награды за заслуги на военной службе.

Глоссарий по теме:

Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооружённых Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны

Мобилизация - комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооружённых Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение - особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Военное время - период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

Воинский учёт — это составная часть воинской обязанности граждан. Воинскому учёту подлежат все граждане мужского пола, достигшие призывного возраста, а также военнообязанные по месту жительства.

Военно-учётная специальность - категория воинского учёта, указывающая военную специальность, полученную по окончании определённого образовательного учреждения

Боевое знамя воинской части — это знак, объединяющий воинскую часть и указывающий на её принадлежность к вооружённым силам государства.

Орден — это знак отличия, государственная награда за особые заслуги.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. М.: Просвещение, 2018. 336 с. (страницы 132-141, 146-171)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
  2. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - http://www.mchs.gov.ru/
  3. Официальный сайт Министерства обороны РФ - http://mil.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

У древних славян до конца XV в. знамёна назывались стягами. С принятием христианства на Руси на знамени стали помещать лик Иисуса Христа. Перед боем воины на коленях молились о победе и спасении у освящённого, как икона, стяга. Вкопанный древком в землю во время битвы, стяг указывал на ставку князя и центр боевого порядка. Упавший стяг означал поражение.

В XVIII в. Пётр I установил форму и рисунок знамени с соответствующей расцветкой для различных частей.

Значение воинского знамени во все времена было огромно. Всегда считалось, что знамя — это эмблема чести полка, эмблема чести тех, кто собрался под ним. Честь и Родина - две тесно связанные между собой идеи, воплощённые в воинском знамени. Каждый воин должен жертвовать своей жизнью для защиты знамени. Роль воинского знамени заключается в установлении связи настоящего с прошлым, чтобы сделать первое достойным нашей славной истории.

В Воинском уставе Петра I Великого был определён культ знамени. Присяга воинов на верность службы государю и государству принималась под распущенными знамёнами с принятием обязательства «от роты и знамени никогда не отлучаться, но за оными, пока жив, непременно добровольно и верно, как мне приятна честь моя, живот мой, следовать буду... Тот, кто знамя своё до последнего часа своей жизни не оберегёт, оный не достоин носить имя солдата».

В русской армии солдат учили, что знамя есть священная воинская хоругвь, под которую собираются все верные своему долгу воины и с которой они следуют в бой с врагом. Знамя являлось напоминанием солдату, что он присягнул служить Родине до потери самой жизни. Величайшим позором для части была потеря своего знамени. Такая часть подвергалась расформированию, а люди, которым непосредственно была вверена охрана знамени, подвергались смертной казни.

В Красной Армии воинские знамёна появились в 1918 г. Почётные Революционные Красные Знамёна стали первой официальной советской государственной коллективной наградой. Уже 20 августа 1918 г. Президиумом ВЦИК было утверждено первое постановление о награждении Почётным Революционным Красным Знаменем - его получил за самоотверженную и храбрую защиту г. Казани 5-й Земгальский Латышский полк. В дальнейшем многие отличившиеся части РККА были удостоены Почётных Знамён.

В июне 1926 г. был утверждён единый образец знамён для частей Красной Армии.

5 февраля 1944 г. были утверждены новые образцы воинских знамён Красной Армии и Военно-Морского Флота.

С 1975 г. воинское знамя стало называться Боевым знаменем.

Ещё в древние времена люди, выражая признательность отдельным членам своего общества за отличия и смелость, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства — звериные клыки, шкуры, перья.

Уже в античную эпоху появилась стройная система воинских наград. Так, римские воины, отличившиеся в битве и проявившие особую храбрость в бою, награждались почётным знаком в виде венка или короны, которые носили на одежде. Например, воин, первым взобравшийся на стену вражеской крепости, награждался венком с миниатюрным изображением крепостной стены.

В Средние века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем название «орден». Образовалось понятие знаки ордена, которые включали в себя крест и звезду.

В эпоху Крестовых походов на Восток возникли полувоенные, полумонашеские организации - ордены (Ливонский, Тевтонский, тамплиеров и др.). Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена.

Позднее, когда после Крестовых походов довольно многочисленные ордены оказались в Европе, они, считавшие военное дело своей основной профессией, стали искать покровительства европейских монархов, отдавая свой меч на службу одному из них. Теперь суверен как глава ордена мог сам посвящать в его члены отдельных лиц, имевших заслуги лично перед ним. Члены ордена продолжали носить особую одежду, основным элементом которой был нашитый на неё крест определённой формы. Постепенно крест стал металлическим, как правило богато украшенным, знаком, носившимся на ленте или на цепи, а рядом появилась звезда, первоначально также нашивавшаяся на одежду и лишь в XIX столетии ставшая металлической. Образовалось понятие знаки ордена, включавшие в себя крест (собственно знак) и звезду. Лицо, вступавшее в орден, получало право носить знаки этого ордена.

В России отечественная наградная система прошла долгий и довольно сложный путь развития. С XV в. известны случаи изготовления и выдачи особых наградных знаков - «золотых», различного, в зависимости от заслуг и положения награждаемого, размера и веса.

Первое по времени награждение «золотыми» за военные отличия относится к 1469 г., когда русский экспедиционный отряд, названный в источниках «Устюжская судовая рать», за трудный поход по Волге к Казани был отмечен «дважды по денге золотой», т. е. получил символическую награду в виде двух золотых монет.

В дальнейшем на протяжении более чем двух столетий отмечено множество награждений (коллективных и индивидуальных) за боевые подвиги «золотыми».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Кими особенностями характеризуется военное время?

а) существенными изменениями во всех сферах жизни государства

б) существенными изменениями межгосударственных отношений

в) введением законов военного времени

г) обязательной мобилизацией населения

д) введением повсеместной воинской обязанности

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

а) существенными изменениями во всех сферах жизни государства

б) существенными изменениями межгосударственных отношений

в) введением законов военного времени

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Подчеркните, что предусматривает воинская обязанность:

■ воинский учёт;

■ обязательную подготовку к военной службе;

■ призыв на военную службу;

■ прохождение военной службы по призыву;

■ пребывание в запасе;

■ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;

■ прохождение военной службы по контракту;

■ участие в миротворческих миссиях;

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

■ воинский учёт;

■ обязательную подготовку к военной службе;

■ призыв на военную службу;

■ прохождение военной службы по призыву;

■ пребывание в запасе;

■ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6