Окружающий мир. 3 класс

Урок 10. Мир животных. Проектное задание «Разнообразие природы родного края»

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 10 Мир животных. Проектное задание «Разнообразие природы родного края»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. На какие группы делят животных?
  2. Как и чем они питаются?
  3. Как размножаются и развиваются животные?
  4. Какую роль играют животные в жизни человека?
  5. Каково влияние человека на животный мир?
  6. Почему исчезают некоторые виды животных, и что нужно для того, чтобы предотвратить их исчезновение?

Глоссарий по теме:

Зоология – наука о животных.

Земноводные - приспособленные к жизни в воде и на суше.

Пресмыкающиеся - Класс позвоночных животных, передвигающихся преимущ. ползком или волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рептилии.

Млекопитающие - Класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.

Пресмыкающиеся - Класс позвоночных животных, передвигающихся преимущ. ползком или волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи), рептилии.

Млекопитающие - Класс высших позвоночных животных, выкармливающих детенышей своим молоком.

Ключевые слова

Зоология, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие, личинка, куколка, малёк, головастик, Красная книга.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 50 - 66.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Когда говорят о животных, кто-то представляет себе любимую кошку или собаку, кто-то - слона или жирафа из далёкой Африки, а кто-то – огромного кита, плавающего в океане, или паука, забившегося в укромный угол и поджидающего свою добычу. Да, все они представители царства животных.

Мир животных разнообразен и очень интересен. Занимается изучением животных наука – зоология. Какие же тайны нам откроет сегодня эта наука?

На какие группы делят животных? Как и чем они питаются? Как размножаются и развиваются животные? Какую роль играют животные в

жизни человека?

Каково влияние человека на животный мир?

Почему исчезают некоторые виды животных, и что нужно для того, чтобы предотвратить их исчезновение?

Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. Во-первых, все животные делятся на позвоночные и беспозвоночные.

У более крупных животных скелет внутренний. Он спрятан под кожей и играет роль опоры, которая выдерживает большие нагрузки и помогает осуществлять сложные движения. Его основу составляет позвоночник. Поэтому их называют позвоночными.

К позвоночным животным относятся рыбы

Это животные, обитающие в воде. Их тело покрыто чешуёй. Они дышат растворённым в воде кислородом с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников.

Земноводные – это животные, у которых незащищённая нежная кожа. Часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на земле.

К ним относятся лягушки, жабы, тритоны,

Пресмыкающиеся или рептилии. У этих животных тело покрыто сухими чешуйками, а некоторые ещё и защищены панцирем.

К пресмыкающимся относятся черепахи, змеи, ящерицы, крокодилы. Своё название эта группа животных получила из-за особенности передвижения – они ползают по земле.

Следующие представители позвоночных – птицы. Это животные, у которых тело покрыто перьями, у них имеются клюв и крылья.

И, наконец, млекопитающие или звери. Их тело покрыто шерстью. Название «млекопитающие» звери получили, потому что они выкармливают своих детёнышей молоком.

К млекопитающим относятся и животные, которых многие называют рыбами. Это морские обитатели: киты, дельфины, касатки и др.

Беспозвоночные обладают прочным внешним скелетом, который защищает их тело и органы от повреждений.

К беспозвоночным животным относятся черви, например, дождевой червь или пиявка.

Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной.

К этой группе животных относятся двустворчатые моллюски, улитки, слизни, кальмары, осьминоги.

Следующая группа беспозвоночных – это ракообразные.

К ним относятся раки, крабы, креветки.

Паукообразные – это пауки и скорпионы.

Они имеют по восемь ног.

Насекомые. Эти представители беспозвоночных отличаются тем, что имеют шесть ног.

К ним относятся жуки, бабочки, пчёлы, стрекозы и др.

И последняя группа, относящаяся к беспозвоночным – иглокожие животные.

Это морские звёзды, морские ежи, морские огурцы, морские лилии.

Итак, мы узнали, что животные делятся на большое число групп, и в каждой из этих групп множество видов.

Как представители живой природы животные должны питаться. Каковы же особенности питания различных животных? Кто что ест?

Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Есть животные, в рацион которых входят насекомые. Их называют насекомоядные.

А охотников на более крупную добычу называют хищными животными или хищниками.

Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже называют хищниками.

Существуют и всеядные животные. Они могут питаться растительной и животной пищей.

Живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Например, в лесу растёт дуб. Листьями дуба питается гусеница, а гусеница – любимое лакомство кукушки.

Другой пример: растёт трава, травой питается заяц, а на зайца охотится лиса.

Отсюда можно сделать вывод: цепь питания начинается с растений – это первое звено, второе звено – растениеядные животные, и третье звено – хищники.

Хищники хорошо приспособлены, чтобы добывать себе еду. У них острые зубы, прекрасный слух и умение тихо передвигаться. Всё это помогает им охотиться.

Животные, на которых охотятся хищники, приспособлены, чтобы защищаться. Например, ежа спасают иголки, зайца – быстрые ноги. Кузнечика трудно заметить в траве из-за зелёного цвета, а у божьей коровки очень едкая кровь. Своим ярким цветом она предупреждает, что её лучше не трогать.

Животные, как и все живые организмы, размножаются и развиваются.

Рассмотрим размножение насекомых на примере бабочки. Она откладывает яйца на листьях растений, их них вылупляются личинки – гусеницы. Они в свою очередь превращаются в неподвижных куколок, из которых через некоторое время появится взрослая бабочка.

Не у всех насекомых могут быть куколки. Например, личинка кузнечика похожа на взрослое насекомое. Только она очень маленькая и не имеет крыльев. В процессе роста она несколько раз сбрасывает шкурку и, наконец, выходит взрослый кузнечик с крыльями.

Рыбы и земноводные весной вымётывают в воду икру. У рыб из икры появляются мальки, а у земноводных – головастики. Они питаются, растут и превращаются во взрослых особей.

Самки змей, ящериц, черепах и крокодилов откладывают яйца. Через некоторое время из них вылупляются маленькие детёныши. Они растут, питаются и постепенно превращаются во взрослых животных.

Весна – пора откладывания яиц и для птиц. Для этого они строят гнёзда. Птицы насиживают яйца, согревая их своим теплом. Вскоре вылупляются птенцы. Родители кормят птенцов до тех пор, пока они не научатся летать и добывать себе пищу.

Млекопитающие, или звери, рождают детёнышей и выкармливают их молоком. Звери заботятся о своём потомстве и со временем приучают их добывать пищу.

Животные играют очень важную роль в природе. Без них растения не могли бы размножаться. Человек тоже нуждается в животных: они дают продукты питания и мех. Кроме того, они просто красивы и интересны.

Но своей деятельностью человек губит животных. Вырубка леса и загрязнение воды приводит к тому, что животные лишаются своего дома. Неумеренная охота и браконьерство приводит к тому, что с каждым годом животных становится всё меньше и меньше.

Такие животные, как морж, тигр, орёл-беркут, фламинго, жук-красотел оказались под угрозой исчезновения.

Они внесены в Красную книгу России. Люди обязаны их спасти.

Работа по спасению, конечно же, ведётся. Запрещена охота на редких животных, ограничена рыбная ловля.

Созданы заповедники и национальные парки, где исчезающие животные взяты под особую охрану.

Беречь и охранять нужно не только редких животных. Нельзя допустить, чтобы другие виды тоже оказались под угрозой исчезновения. Для этого нам нужно всего лишь подружиться с природой и соблюдать правила поведения в природе.

Разбор типового тренировочного задания

        1. Образуйте пары животных по способу размножения, соединяя стрелкой.

Картинка 1

Картинка 2

Картинка 3

Картинка 4

Картинка 5

Картинка 6

Правильный вариант ответа:

Картинка 1 – картинка 3;

Картинка 2 – картинка 4;

Картинка 5 – картинка -6;

Разбор типового контрольного задания

  1. В каком ряду все пресмыкающиеся?

Варианты ответов:

  1. жаба, лягушка, цапля;
  2. муравей, окунь, черепаха;
  3. змея, ящерица, крокодил, черепаха;
  4. сом, окунь, ласточка.

Правильный вариант ответа:

3. змея, ящерица, крокодил, черепаха;

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6