Литература. 11 класс

Урок 13. «Надо знать, для чего живешь». Урок по роману М.Горького «Фома Гордеев»

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 13

«Надо знать, для чего живёшь». Урок по роману М. Горького «Фома Гордеев»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Отражение исторической обстановки в романе;

2. Система центральных образов произведения;

3. Внутренний конфликт главного героя;

4. Мотив «лишнего человека» в романе.

Тезаурус

Конфликт столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Купечество — полупривилегированное сословие в России в XVIII -начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства. В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества.

Проблематика — совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

2. Гаврилова Т. Тема купечества в романе М. Горького «Фома Гордеев». Литература. Еженедельное Приложение к газете «Первое сентября», № 8 (383).

Дополнительная литература:

1. Пруцков Н. И. История русской литературы: в 4 томах. Л.: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), 1980-1983 гг.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Роман «Фома Гордеев» написан в 1899 году и впервые опубликован в петербургском журнале «Жизнь». Критики высоко оценили произведение, которое принесло Максиму Горькому широкую известность.

Основу произведения составляют наблюдения писателя над бытом купечества. В центре романа три образа: Игнат Гордеев, Яков Маякин и Фома Гордеев. Они связаны семейными узами и общим делом. Обратимся к жизненному пути каждого.

В образе Фомы Гордеева запечатлены черты реального человека: волжского пароходчика Гордея Чернова, который в поисках смысла жизни бросает предпринимательскую деятельность и постригается в монахи.

Отец Фомы в романе — Игнат Гордеев — умный, волевой, «не задумывающийся над выбором средств, не знающий закона, кроме своего желания». Писатель показывает силу его внутреннего и внешнего облика: «В мощной фигуре было много русской, здоровой и грубой красоты; от его плавных движений и неторопливой походки веяло сознанием силы». Он начинает карьеру с водолива на барже именитого купца. А в 40 лет становится владельцем трёх пароходов и десятка барж на Волге. Автор раскрывает в его жизни три постоянно сменяющие друг друга полосы. Одна из них — работа, когда он «ловил золото» и «в безумии жажды денег возвышался до поэзии». Другая — период кутежей, проматывания денег. Он пытается избавиться от чувства, что не он управляет своим делом, а дело управляет им. Как дикий зверь, он рвёт цепи и бессилен их разорвать. И потому не находит себе успокоения. Третья полоса — стыд и покаяние. Игнат стоит перед иконами, по нескольку дней сидит взаперти, питаясь хлебом и водой. За несколько месяцев до смерти герой знакомится с «ангелоподобной женщиной» Медынской. Под её влиянием герой вкладывает деньги в богоугодное дело. Благополучен финал его жизни: «Он умирает без мучений, в одночасье, под благовест колоколов всех церквей, в белой рубахе, в саду под яблоней, полной созревших яблок, а рядом с ним надежда его жизни — сильный и красивый сын».

В романе «Фома Гордеев» писатель создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. Он владеет канатным заводом. Герой гордится своим происхождением: «Мы, Маякины, ещё при матушке Екатерине купцами были, – стало быть, я – человек чистой крови…». Яков утверждает: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём... Ходу нам дайте!».

Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее» … «Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

Горький стремится показать, как подлинно человеческое начало вступает в конфликт с неоднозначной моралью капиталистического мира. Он пишет издателю: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Писатель романтизирует образ Фомы, который олицетворяет процесс «выламывания», когда дети купцов не хотят продолжать дело родителей. С детства Фома задумывается о своём положении хозяина. Перед ним все заискивают, но при том сторонятся. В герое растёт чувство отторжения к окружающей среде, в которой только деньги определяют цену человека, а дружба, честь, любовь становятся предметом купли-продажи. Он не находит дела по душе и ищет забвения в кутежах.

Конфликт Фомы со своим сословием особенно резко проявляется в конфликтных отношениях с Яковом Маякиным. Протест героя завершается бунтом на пароходе Кононова, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Взрыв негодования вызывает декларация Маякина о купечестве – «первых людях жизни, самых трудящихся и любящих свои труды». Он поднимает тост за «сложное, крепкое духом, рабочее русское купечество». Фома не сдерживается и опровергает эти слова, на фактах уличая каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!».

Фому хватают и связывают. Беспомощный, он вспоминает о том, как в детстве рассказывал отцу о слепой сове, которая билась о стены, а отец ему отвечал: «Вот так и человек: иной мечется, мечется, изобьётся, измучится и бросится куда попало…». Купцы отправляют героя в сумасшедший дом.

Почему в жизни процветают Маякины, а Фома оказывается униженным и осмеянным безумцем? Об этом роман заставляет задуматься, готовых ответов автор не даёт.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Среди отрывков найдите высказывание Маякина:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож»;

«С каждым днЁм я все больше убеждаюсь, что жить трудно…»;

«Где же моё место? Где моё дело?».

Правильный ответ:

«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож».

Подсказка: у Маякина всегда была двойная «политика жизни».

В романе «Фома Гордеев» писатель создаёт новый в литературе образ капиталиста – купца Якова Маякина. Он владеет канатным заводом. Герой гордится своим происхождением: «Мы, Маякины, ещё при матушке Екатерине купцами были, – стало быть, я – человек чистой крови…». Яков утверждает: «Мы, купцы, торговые люди, веками Россию на своих плечах несли и теперь несём... Ходу нам дайте!».

Обучая Фому «политике жизни», Маякин говорит: «…у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех – это фальшивое, другое спрятано – оно-то и есть настоящее» … «Жизнь…очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи».

Высказывание

Персонаж

«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож».

Яков Маякин

«С каждым днём я все больше убеждаюсь, что жить трудно…»

Люба Маякина

«Где же моё место? Где моё дело?»

Фома Гордеев

Установление соответствия.

Найдите соответствие между высказываниями и персонажами.

Высказывания:

1. «Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».

2. «…есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей».

3. «Читать нужно, учиться нужно».

Герои произведения:

Ананий Щуров

Игнат Гордеев

тётка Анфиса

Правильный ответ:

1. тётка Анфиса

2. Игнат Гордеев

3. Ананий Щуров

Подсказка: в детстве тётя Анфиса было первой, кто рассказывал Фоме сказки, она всегда его оберегала и защищала.

Высказывание

Герой произведения

«Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».

Анфиса

«Есть люди, которым оно не только не нужно, а способно испортить их... Это люди с чистым сердцем... доверчивые, искренние, как дети... и вы из этих людей».

Игнат Гордеев

«Читать нужно, учиться нужно».

Ананий Щуров

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6