Литература. 11 класс

Урок 13. «Надо знать, для чего живешь». Урок по роману М.Горького «Фома Гордеев»

«Надо знать, для чего живёшь». Урок по роману М. Горького «Фома Гордеев»
«Надо знать, для чего живёшь»
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

В романе «Фома Гордеев» Максим Горький описывает образ «лишнего человека» – типичного для периода конца XX - начал XIX века.

Фома, со своей жизненной позицией, не вписывается в систему координат времени и не хочет оставаться представителем своего купеческого класса. Он хочет свободной жизни, он пытается найти в жизни свою дорогу, своё «я». Фома бросает вызов своему классу, обвиняя его в отсутствии живой души. Герой протестует против лжи и лицемерия, которые давят на него. Однако судьба героя была предрешена, – он не достаточно силён для того, чтобы оказать противостояние устоям. Так и не найдя себя, выбившись из сил и разочаровавшись в жизни, Фома находит утешение в вине, навсегда оставшись «лишним человеком».

Поиски Фомы своего места в жизни

Конфликт Фомы со своим сословием особенно резко проявляется в конфликтных отношениях с Яковом Маякиным. Протест героя завершается бунтом на пароходе Кононова, где собирается всё знатное купечество. Герой чувствует себя среди ненавистных ему стяжателей чужим и лишним. Взрыв негодования вызывает декларация Маякина о купечестве – «первых людях жизни, самых трудящихся и любящих свои труды». Он поднимает тост за «сложное, крепкое духом, рабочее русское купечество». Фома не сдерживается и опровергает эти слова, на фактах уличая каждого из присутствующих купцов в преступлениях: «…Что вы сделали? Не жизнь вы сделали – тюрьму… Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали… Душно, тесно, повернуться негде живой душе… Погибает человек!».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6