Литература. 11 класс

Урок 13. «Надо знать, для чего живешь». Урок по роману М.Горького «Фома Гордеев»

«Надо знать, для чего живёшь»

На рубеже XIX -XX века, в условиях меняющегося политического климата, в России стал стремительно трансформироваться общественный строй. В городах росло мещанское сословие, состоящее из мелких служащих, ремесленников, студентов достаточно бедное и бесправное. В городе пытались найти своё место под солнцем и многие обнищавшие крестьяне. Далеко не всем это удавалось. Меняющаяся среда вторгалась и в жизнь более обеспеченных сословий. Новое поколение всё больше входило в конфликт со старым патриархальным строем.

В литературе, описывающей это время, появляется новый образ «лишнего человека» городского обывателя, находящегося на историческом перепутье. Максим Горький не раз обращается к этому образу, пытаясь найти ответы на вопросы о судьбе человека и значении личности. 

Цели и задачи

Цель:

  • через чтение и анализ романа раскрыть тему «лишнего человека» в творчестве писателя, разобрать суть конфликта Фомы Гордеева с купечеством.

Задачи:

  • обсудить философские аспекты романа;
  • изучить темы и мотивы произведении;
  • проанализировать основные образы героев.
Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

  • в чём особенность идеологии русского купечества XIX века;

мы научимся:

  • характеризовать образы героев в соответствии с исторической действительностью;

мы сможем:

  • через историю одного человека, не вписавшегося в свою среду, проанализировать особенности целой исторической эпохи.
Герои романа М. Горького «Фома Гордеев»

Среди фрагментов из текста найдите высказывание Маякина:

У Маякина всегда была двойная «политика жизни».

«Где же моё место? Где моё дело?»

«С каждым днём я все больше убеждаюсь, что жить трудно…»

«Подходя к человеку, держи в левой руке мёд, а в правой нож»

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6