Окружающий мир. 3 класс

Урок 28. Итоговый урок по разделу «Чему учит экономика»

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 28. Итоговый урок по разделу «Чему учит экономика»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Что узнали о экономике?

2.Что узнали о экологии?

3.Что узнали о взаимосвязи экономики и экологии?

Глоссарий по теме

Экономика -совокупность производственных отношений соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства

Отрасль – отдельная область хозяйственной деятельности

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений

Животноводство – отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных.

Промышленность – отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством средств производства и предметов потребления, а также добычей природных богатств и дальнейшей их обработкой.

Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок.

Экология- наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

Прогноз -установить (-на-вливать) прогноз. П. экономические провесы.

Ключевые слова

Экономика; растениеводство; животноводство; промышленность; бюджет; «экологический прогноз»; экология.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1.Окружающий мир 3кл.учеб. Пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С.38-79

2.Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл. 2 ч.:учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017. С.23-52

Теоретический материал для самостоятельного изучения

1. Природные богатства, несмотря на все своё разнообразие и ценность, не в состоянии обеспечить население Земли необходимыми товарами и услугами. Для этого нужна некая сила, которая смогла с умом использовать богатую сырьевую базу.

2. И такой движущей силой является человеческий труд. Без него невозможно:

добыча природных богатств; создание капитала; производство любых услуг и товаров.

3.В экономике нужен труд людей разных профессий.

И не только физический труд, но и умственный, например, труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.

4. Ребята, вы уже знаете, что природные богатства и труд называют основой экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Главная задача экономики -это удовлетворение разнообразных  потребностей  

людей. Большое значение для экономики имеют растения и животные, денежные средства, бюджет. Что такое деньги? Для чего необходим бюджет?

А какая отрасль экономики производит большую часть необходимых людям товаров?  Что такое растениеводство и животноводство?

Смог  бы современный человек прожить без товаров, производимых промышленностью?   Как и чем из промышленных товаров пользуется человек? Воздействие экономики на экологию?

На все эти вопросы вы найдёте ответ на сегодняшнем уроке.

5. Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.

6. У каждого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

7. Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой — всё это мы получаем непосредственно от природы.

8. К природным богатствам относятся полезные ископаемые. А что такое полезные ископаемые? Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. К ним относятся: нефть, природный газ, каменный уголь и др.

9. Природные богатства и труд людей – это основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Давайте вспомним, что же такое товары и услуги?

Товары — это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

Услуги — это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

10. Одной из составных частей экономики является сельское хозяйство, которое делится на растениеводство и животноводство.

Выращиванием культурных растений занимается отрасль сельского хозяйства – растениеводство.

 А знаете ли вы, что когда-то на Земле не было культурных растений. Были только дикорастущие. Успех охоты и собирательства у первобытных людей во многом зависел от капризов природы И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной тёрке перетирали зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Попробовали специально рассыпать зёрна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а, то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. 
Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений.

11. Растениеводство – это выращивание культурных растений. Растениеводство делится на отрасли: зерновые, кормовые, прядильные

12. Животноводство- отрасль сельского хозяйства, которое занимается разведением домашних животных. Животноводство нужно чтобы получать продукты питания, шерсть, пух, кожу, кумыс-молоко кобылы, овечье молоко-сыр-брынзу, куры дают яйца, пчёлы – мёд.

13. Следующая отрасль экономики – промышленность.

Зародилась промышленность в рамках домашнего крестьянского хозяйства во времена первобытного строя, тогда формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов это было земледелие и скотоводство. Постепенно людям приходилось изобретать простейшие орудия труда, чтобы добывать себе пищу. Так появились первые орудия труда.

14. Промышленность делится на отдельные отрасли: добывающая, металлургия, машиностроение, пищевая, лёгкая, химическая, электроэнергетика

 

15.Здесь показана самая  «молодая» промышленность –это Электронная.  Она выпускает телевизоры, телефоны, компьютеры…

16. Любое государство имеет свой бюджет и валюту.

Бюджет – план доходов и расходов. Такой план есть в каждой стране. Его называют государственным бюджетом.

17. Деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

18. Экономика и экология тесно взаимосвязаны. А что такое экология?

Экология – наука о доме, планете Земля.

19. Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнение

20. С развитием экономики развивается и общество. Но, помимо пользы, экономика наносит вред экологии.

Чтобы уменьшить вред от экологических катастроф, необходимо их изучать, предвидеть вероятность возникновения, использовать экологические прогнозы.

Зная законы экологии, люди выполнят главную задачу - сохранят нашу планету Земля для потомков.

21. Раскройте взаимосвязь между экономикой и экологией.

Какой вред окружающей среде наносит экономика? Приведите примеры.

Как наука экология помогает делать экономику более безопаснее?

Разбор типового тренировочного задания

Сортировка элементов по категориям

Заполните таблицу, сортируя товары и услуги по колонкам.

Товары

Услуги

Правильный ответ:

Товары

Услуги

Картинка 2

Картинка 1

Картинка 3

Картинка 5

Картинка 4

Картинка 7

Картинка 6

Картинка 8

Разбор типового контрольного задания

Впишите в текст пропущенные слова

Деньги –_______________и __________ знаки, являющиеся мерой стоимости при ___________, средством ________ и предметом ____________.

Ответ:

Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6