Цели урока: 1) сформировать представление о клеточном строении живых организмов; 2) развивать представление о многообразии и морфологическом единстве живой природы; 3) воспитывать чувство ответственности за сохранение жизни как явления; 4) воспитывать ответственное отношение к живой природе.

Предметные результаты:

– знание и понимание сути клеточного устройства живого мира;

– умение объяснять назначение органоидов клетки;

– понимание процессов физиологии клетки.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»);

нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

2. Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

моделирование;

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, оформить представление о клеточном строении живого мира.

2. Используя информацию, предоставленную учителем, оценить значимость открытия клетки Робертом Гуком.

3. Используя информацию, предоставленную учителем, преобразовать трёхмерную модель клетки в плоскостное изображение.

4. Используя свой жизненный опыт, сведения, предоставленные учителем, а также информацию из Интернета понять суть следующих понятий: «деление клетки», «яйцеклетка», «сперматозоид», «оплодотворение», а также некоторых статистических закономерностей из раздела «Цитология».

5. Используя информацию, предоставленную учителем, сформировать представление о наличии и функции различных органоидов клетки.

6. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

7. Используя свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, оценить размеры и важность для организма яйцеклетки.

8. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

9. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Наглядный (демонстрация лабораторного оборудования).

3. Практический (поиск информации).

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013; компьютер; экран; маркерная доска.

Ход урока

Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу о клеточном строении живых организмов:

- Приглядитесь внимательно в мякоти арбуза или томата на срезе. Вы увидите, что поверхность среза неоднородна, мякоть этих плодов, как и любых других, да и не только плоды, конечно, имеют ячеистое строение. Эти ячейки, видимые нашим глазом, - клетки. Из клеток состоит любой живой организм.

2. Задает вопросы:

- о том, что известно учащимся по данному вопросу;

- о многозначности слова «клетка».

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с понятием «клетка» и познакомимся с её строением.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Определяют ключевые слова урока: клетка, строение клетки.

I. Изучение нового материала: открытие клетки Робертом Гуком

Деятельность учителя

1. Рассказывает об открытии клетки Робертом Гуком:

- Около 300 лет назад английский учёный Роберт Гук рассматривал под микроскопом тончайший срез бутылочной пробки. И обнаружил, что вещество пробки не монолитное, а состоит из отдельных очень мелких ячеек – клеток. Так как бутылочные пробки изготавливают из особого слоя стволов пробочного дерева, можно сделать вывод, что клеточное строение характерно для растений. Аналогичные выводы можно сделать и о строении любого живого организма.

2. Предлагает учащимся самостоятельно определить область применения и значимость открытия Роберта Гука.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Строение клетки

Деятельность учителя

1. Объясняет строение клетки:

- Клетку покрывает наружная мембрана (защищает и избирательно пропускает вещества в/из клетки), под мембраной находится цитоплазма (внутреннее полужидкое составляющее клетки), в цитоплазме чётко определяется ядро (главная часть клетки, хранитель наследственной информации).

2.  Выполняет на доске рисунок «Строение клетки».

3. Предлагает учащимся преобразовать трёхмерную модель клетки в плоскостное изображение.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. По указанию учителя выполняют рисунок в тетради.

Развитие клетки, размножение

Деятельность учителя

1. Объясняет процессы жизнедеятельности клетки, суть деления, размножения.

2. Предлагает учащимся самостоятельно оценить значимость данных процессов.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Разнообразие строения и назначения клеток

Деятельность учителя

1. Рассказывает об органоидах клеток: митохондриях, лизосомах, хлоропластах, об особенностях нервных клеток.

2. Предлагает учащимся самостоятельно оценить значимость данных сведений.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Постановка проблемного вопроса

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о жизненных ресурсах клеток.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Как вы думаете, каковы предельно большие размеры живой клетки, и от чего это зависит?»)

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы. Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку. Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

II. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания

1. Рассмотрите рисунки учебника (стр. 29-30). Найдите сходство и различия в строении различных клеток.

2. Обсудите в парах причины такого сходства и различия.

3. Обсудите в парах, почему гигантскими являются только клетки, отвечающие за размножение?

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание. Выполняют задание в парах и затем обсуждают. Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

III. Рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

IV. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф № 5.

2. Подумайте, клетки каких овощей и фруктов можно рассмотреть без микроскопа?