Цели урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, расположением каждой из природных зон, особенностями растительного и животного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.

Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, гербарии растений, коллекции животных.

Ход урока
I.
II. Проверка домашнего задания, актуализация субъективного опыта учащихся.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление изученного материала.
V. Итог урока, оценки, задание на дом.

Организационный момент, изучение нового материала: природные зоны Земли. Причины неравномерного распространения растений и животных на суше.

Деятельность учителя

Взгляните на фотоснимки, сделанные в разных уголках нашей планеты. На одном вы увидите пышные джунгли, на другом – суровую тундру, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя. И все это наша Земля! Такие разные портреты нашей планеты появились потому, что условия для жизни организмов в разных частях земного шара различны. Поэтому на планете сложились разные природные зоны, распространение которых зависит от распределения тепла и влаги. Предлагаю познакомиться с основными природными зонами Земли.

Деятельность учащихся

Вступают в невербальный контакт с учителем

Тундра, климатические особенности, растительный и животный мир.

Деятельность учителя

В северных областях Евразии и Северной Америки и на многих прилегающих к ним островах расположена тундра. Здесь очень мало тепла, а почва скована вечной мерзлотой. Глубина промерзания почвы в некоторых районах Земли превышает 1 км. Природное сообщество тундры составляют лишайники, мхи, карликовые деревья. Животный мир представлен северным оленем, песцом, белой куропаткой, полярной совой, леммингом.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения, предъявляют доказательства к своим предположениям

Растительный и животный мир лесов: тайги, смешанных и широколиственных.

Деятельность учителя

Южнее тундры, там, где еще очень холодные зимы, раскинулась тайга. Основа природного сообщества тайги – нетребовательные к теплу хвойные деревья. Лиственница, кедровая сосна, пихта, ель образуют таежные леса, которые занимают огромные пространства. В тайге живут глухарь, кедровка, белка-летяга, соболь. К югу от тайги, где больше тепла и совсем нет вечной мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья – клен, дуб, липа. Вместе с другими деревьями, разнообразными кустарниками, травами, грибами и, конечно, животными, они образуют смешанные и широколиственные леса. Смешанный лес – это лес, в котором в равной степени представлены хвойные и лиственные породы деревьев. А в широколиственном преобладают лиственные растения. Животные леса: кабан, землеройка, жук-олень, кукушка, сова-неясыть.

Деятельность учащихся

Отвечают, высказывают свои предположения.

Зоны степей и саванн. Особенности их растительного и животного мира.

Деятельность учителя

В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов, раскинулись травянистые равнины. Они есть на всех материках, кроме Антарктиды. На разных материках травянистые равнины имеют свои названия. В Южной Америке – пампа, в Северной Америке – прерии, в Евразии – степи, в Африке – саванны. Основу сообществ травянистых равнин составляют травы, хотя в саваннах встречаются и отдельно растущие деревья. Травами кормятся насекомые и крупные животные: в африканской саванне, например, антилопы и зебры. За ними охотятся хищники. Самый известный хищник африканской саванны – лев.

Деятельность учащихся

Отвечают, повторяют материал предыдущих уроков

Условия жизни в пустыне. Приспособленность растений и животных к засушливым условиям.

Деятельность учителя

Наиболее засушливые районы земного шара заняли пустыни. Они тоже встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. К жизни здесь приспособились немногие организмы, и все же пустынное сообщество не такое уж бедное. В пустынях Средней Азии, например, растут саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка. Обитают насекомые – колылки, жуки-чернотелки; пресмыкающиеся – варан, кобра, песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка; млекопитающие – тушканчики, песчанки, джейран.

Деятельность учащихся

Слушают, отвечают на вопросы

Богатство растительного и животного мира влажных экваториальных лесов.

Деятельность учителя

На карте полушарий можно увидеть две линии, опоясывающие земной шар, - Северный тропик и Южный тропик. Между ними, по обе стороны от экватора, расположен влажный тропический лес. Здесь круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Поэтому влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество.
Итак, основные природные зоны Земли – тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. Их распространение на Земле зависит от климата.

Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

Подведение итогов, домашнее задание

Деятельность учителя

А в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать, почему именно влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество?

Деятельность учащихся

Записывают домашнее задание.

Ссылки на ресурсы
Тундра http://cdn-frm-eu.wargaming.net/wot/ru/uploads/monthly_01_2015/post-6384390-0-39363100-1422565885.jpg
http://www.playcast.ru/uploads/2012/12/04/4170204.jpg
пустыня http://globaltableadventure.com/wp-content/uploads/2012/06/Namibia-desert-sun.jpg
Земля http://spacegid.com/wp-content/uploads/2014/08/Smena-vremeni-sutok.jpg
Вечная мерзлота http://travel.romance.iki.rssi.ru/photo/albums/userpics/10050/158/97.jpg
Олений мох http://s59.radikal.ru/i165/1007/02/a322fb6d829a.jpg
Лемминг http://vesnat.ru/nuda/13-postoyannie-jiteli-vrangelya-pesci-i-lemmingi-lemmingi-gene/14.gif
Северный олень http://supersadovod.ru/wp-content/uploads/2013/03/Ohota-skradyivaniem-na-severnogo-olenya.jpg
Белая куропатка http://ru4.anyfad.com/items/t1@b68b951c-766b-4361-8671-c4d2563a3e0c/Belaya-kuropatka.jpg
Полярная сова http://good-look.info/uploads/_pages/64/polyarnaya-sova.jpg
Лиственница http://super-gardens.ru/images/Larix_sibirica_Urals.jpg
Пихта http://treespk.ru/upload/iblock/b47/b47bcba413311a8c60c8809eee720b28.jpg
Соболь http://www.gotfive.ru/images/sobol_gallery/sobol-01.jpg
Глухарь http://animalreader.ru/wp-content/uploads/2014/08/20150b.jpg
кабан http://25mb.ru/img/picture/Sep/21/b70a6734d119a33e176196b4a6a9dced/1.jpg
сойка http://www.efaun.ru/wp-content/uploads/2011-12-13/sojka_3.jpg
жук-олень http://zateevo.ru/userfiles/image/Microcosmos/Oleni/107_4_clean.jpg
Саванна http://www.klass39.ru/wp-content/uploads/2012/03/climate_human_evolution_fig1_600.jpg
Степь http://www.greenpeace.org/russia/ReSizes/ImageGalleryLarge/Global/russia/image/world-heritage/Dauria/Dauria1.jpg
Антилопы http://cs614731.vk.me/v614731070/b7b8/nF2SJPEJIGE.jpg
Зебры http://today.kz/static/uploads/media/pages/2014/04/139.jpg
Лев http://greatcats.ru/uploads/gallery/main/43/47730_poster2000.jpg
Саксаул http://www.zoofirma.ru/images/knigi/0995/138.jpg
Верблюжья колючка http://www.life-nature.ru/images/content/article/2011/01/17/verblyujya-kolyuchka2.jpg
Варан http://www.rus-zona.net/wp-content/uploads/dikiejivotnie/varan_1.jpg
Тушканчик http://redbook-ua.org/media/images/main/a-515.png
Скорпион http://www.funlib.ru/cimg/2014/102420/2718296
Тропический лес http://worldofdtcmarketing.com/wp-content/uploads/2015/04/jungle-forest.jpg
Орхидея http://images.forwallpaper.com/files/images/8/8030/80301eb9/560042/orchids-in-the-mist.jpg
Тукан http://readmas.ru/wp-content/filesall/2015/10/фото-21.jpg
Ленивец http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/storage/740d90e9-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/03_05_02_11.jpg
Ягуар http://www.2fons.ru/pic/201406/1920x1080/2fons.ru-17592.jpg

Литература:
1. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 2-е изд., стереотип. – Дрофа, 2013. – 158 с.: ил.