Литература. 11 класс

Урок 23. «Бесценных слов транжир и мот…» Дореволюционное творчество В.В.Маяковского

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 23

«Бесценных слов транжир и мот…» Дореволюционное творчество В. В. Маяковского.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Ранние этапы жизни и творчества В. В. Маяковского;

2. Основа авангардного эксперимента в поэзии В. В. Маяковского;

3. Стихотворный метр.

Тезаурус

Лирика – род литературы, воспроизводящий личное чувство или настроение автора.

Метр (от греч. metron – мера, размер) – общая схема ритма стиха, т.е. появления определенных звуковых элементов на определённых позициях.

Силлабо-тоническая система стихосложения (от греч. syllabe – слог и tonos – ударение) – разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе.

Ямб (от греч. iambos – предположительно название музыкального инструмента) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

2. Маяковский В. В. Люблю: поэмы, стихотворения, проза. М: Азбука, 2010. — 368 с.

Дополнительная литература:

1. Николюкина А. Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: ИНТЕЛВАК, 2001. — 1600 с.

2. Федотов О. И. Основы русского стихосложения.М.: Флинта, 2002. — 848 с.

3. Быков Д. Л. Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях. М.: Молодая гвардия, 2016. — 832 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Владимир Маяковский родился в 1893 году в Грузии, в селе Багдати. Отец будущего поэта служил лесничим и умер в результате несчастного случая, когда сыну было двенадцать лет. После этого семья переехала в Москву.

Идеями революции Маяковский увлекается, ещё будучи подростком, он участвует в пропагандистской деятельности. Его трижды арестовывают, несколько месяцев он проводит в Бутырской тюрьме, где и пишет свою первую тетрадь стихов. Это время он считает началом своего творчества.

В 1911 году молодой человек поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он знакомится с Давидом Бурлюком, руководителем футуристической группы «Гилея», и входит в его поэтический круг.

Русские футуристы провозглашают себя художниками будущего. Они считают, что классическое искусство себя уже исчерпало и ему на смену должно прийти новое. Футуристы подчёркивают материальную сущность слова. Они воспринимают его как вещь, которую можно потрогать и изменить, отрицая законы грамматики и поэтики.

В поэзии футуристы стремятся уйти от психологизма классической литературы к миру вещей, от элитарного к массовому искусству. Новое содержание требует и новых форм. Поэты становятся выразителями мнения толпы, они всё больше выступают со сцены. Футуристы часто прибегают к удобному для декламации тоническому стихосложению, к стихам «лесенкой». Классические стихотворные размеры вытесняются разговорными интонациями, живой речью. Маяковский достаточно быстро становится одним из главных поэтов-новаторов.

С 1915-го по 1917-й год поэт проходит военную службу в Петрограде. Там же он встречает и горячо поддерживает революцию. Маяковский становится одним из идеологов «литературы факта» – концепции, основанной на иллюзии максимального сближения литературы и жизни. Поэзия этого периода похожа на журналистику и оперативно откликается на самые важные общественные события. Таковы эксперименты Маяковского по созданию агитационно-рекламных плакатов «Окна сатиры РОСТА» (1919 – 1921), которые иллюстрируют актуальные факты послереволюционной жизни средствами поэзии и живописи. Над этой же задачей трудится Маяковский и в творческом объединении ЛЕФ («Левый фронт искусств»), в рамках которого литература становится своеобразной иллюстрацией актуальной политики, а произведения зачастую печатаются в газетах в качестве творческих репортажей на социальные и гражданские темы. Над лирическим началом в этот период преобладает эпическое.

Глубокое уныние, вызванное непониманием его творчества коллегами и представителями власти, провалом юбилейной выставки «Двадцать лет работы», безуспешными попытками создать семью, приводит к трагической гибели поэта в 1930 году.

Первое время после смерти его имя и было практически забыто. И только письмо возлюбленной Маяковского Лили Брик лично Сталину с просьбой уделить внимание творчеству поэта и отдать дань его памяти послужило причиной широкого интереса и признания его «лучшим, талантливейшим поэтом советской эпохи», способствовало формированию репутации первого и главного поэта революции.

Маяковского принято считать мастером тонического стихосложения, акцентного стиха, с которым во многом и связывают новаторство художника. Однако в ранней лирике автора важную роль играют силлабо-тонические стихотворные метры. В самый ранний период творчества с 1912 по 1914 годы поэт пишет пейзажную лирику, в них доминирует изобразительно-живописное начало.

Маяковский показывает разные стороны городских будней: создаёт образы порта, городской площади, уличной рекламы и театральных афиш, старается передать цветовую палитру города во всём её многообразии. В стихотворении «Кое-что про Петербург» городской пейзаж получает географическую локализацию:

Слезают слёзы с крыши в трубы,

к руке реки чертя полоски;

а в неба свисшиеся губы

воткнули каменные соски.

И небу — стихши — ясно стало:

туда, где моря блещет блюдо,

сырой погонщик гнал устало

Невы двугорбого верблюда.

Писатель подчёркивает отчуждённость человека, пренебрежительное отношение к обыденности городской жизни, ощущение внутреннего дискомфорта в условиях большого города, принимающее порой необычные сюрреалистические формы.

Молодой поэт продолжает переосмысливать традиции символистов. Так, например, в стихотворении «Уличное» субъективно представлен сложный метафорический образ городской улицы:

В шатрах, истёртых ликов цвель где,

из ран лотков сочилась клюква,

а сквозь меня на лунном сельде

скакала крашеная буква.

Вбиваю гулко шага сваи,

бросаю в бубны улиц дробь я.

Ходьбой усталые трамваи

скрестили блещущие копья.

Подняв рукой единый глаз,

кривая площадь кралась близко.

Смотрело небо в белый газ

лицом безглазым василиска.

Пожалуй, только стихотворение раннего Маяковского «А вы могли бы?» выделяется из целого ряда силлабо-тонических стихов этого периода. Метафорический образ города, который был ключевым в целом ряде более ранних произведений, если и отзывается в этом программном тексте («флейта водосточных труб»), то выполняет здесь вспомогательную функцию, всего лишь способствует развитию основной темы традиционного противопоставления художника окружающей действительности, его исключительной роли в этом мире:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В дальнейшем поэт сознательно использует некоторые «чужие» художественные средства – и классиков, и современников – в пародийных целях.

Итак, в ранних произведениях Владимира Маяковского, когда силлабо-тонические метры преобладали в его репертуаре и не были стилистически маркированы, проявляется функциональная направленность 4-стопного ямба не столько на продолжение традиции, сколько на её преодоление. Начиная со стихотворения «А вы могли бы?», далее на протяжении всей творческой биографии поэта периодически проявляется его принципиальная оппозиционность по отношению к классическому ямбу.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов.

Расшифруйте аббревиатуру ЛЕФ

Правильный ответ:

Левый Фронт

С 1915-го по 1917-й год поэт проходит военную службу в Петрограде. Там же он встречает и горячо поддерживает революцию. Маяковский становится одним из идеологов «литературы факта» – концепции, основанной на иллюзии максимального сближения литературы и жизни. Поэзия этого периода похожа на журналистику и оперативно откликается на самые важные общественные события. Таковы эксперименты Маяковского по созданию агитационно-рекламных плакатов «Окна сатиры РОСТА» (1919 – 1921), которые иллюстрируют актуальные факты послереволюционной жизни средствами поэзии и живописи. Над этой же задачей трудится Маяковский и в творческом объединении ЛЕФ («Левый фронт искусств»), в рамках которого литература становится своеобразной иллюстрацией актуальной политики, а произведения зачастую печатаются в газетах в качестве творческих репортажей на социальные и гражданские темы. Над лирическим началом в этот период преобладает эпическое.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Определите метр стихотворения В. В. Маяковского «А вы могли бы?»

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

Выпадающий список:

Хорей

Ямб

Дактиль

Анапест

Правильный ответ:

Ямб

Ямб (от греч. iambos – предположительно название музыкального инструмента) – метр, образованный стопами из двух слогов, с сильным местом на втором; сильное место может быть как ударно, так и безударно, слабое – только безударно, последнее сильное место в строке обязательно-ударно.

В ранних произведениях Владимира Маяковского, когда силлабо-тонические метры преобладали в его репертуаре и не были стилистически маркированы, проявляется функциональная направленность 4-стопного ямба не столько на продолжение традиции, сколько на её преодоление. Начиная со стихотворения «А вы могли бы?», далее на протяжении всей творческой биографии поэта периодически проявляется его принципиальная оппозиционность по отношению к классическому ямбу.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6